cентябрь-ноябрь 2019
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Физиками создана неуязвимая оптическая структура

Международный коллектив физиков с участием сотрудника МГУ создал наноструктуру с топологически защищенными краевыми состояниями и с её помощью впервые продемонстрировал усиление нелинейно-оптических эффектов. Результаты работы можно использовать для создания активных устройств фотоники и интегральной оптики. Исследование опубликовано 17 декабря в престижном научном журнале Nature Nanotechnology.

Существующие оптические интегральные чипы или волноводы часто обладают микродефектами в конструкции. Когда свет на своём пути сталкивается с таким дефектом, то возникает паразитное рассеивание. Из-за этого световой сигнал с расстоянием затухает или искажается. Чтобы избежать паразитных эффектов, учёные создают различные топологически защищённые оптические системы.

«Топологическая фотоника — относительно молодая наука, которая появилась как результат расширения идей физики конденсированного состояния вещества на оптические системы, — рассказал один из авторов исследования, сотрудник Центра квантовых технологий (ЦКТ) физического факультета МГУ Александр Шорохов. — За последние несколько лет, помимо топологически защищенных волноводов, было продемонстрировано множество интересных эффектов, в частности необратимая лазерная генерация в интегральных топологических резонаторах, а также квантово-оптические топологически защищенные системы».

Чтобы создать полностью топологически защищённую структуру в оптике, необходимо преодолеть принцип обратимости. Ранее для этого использовали магнитооптические эффекты, требующие приложения сильных магнитных полей. Однако это технически сложно реализовать в рамках компактных устройств, таких как интегральные фотонные чипы. Другой путь преодолеть принцип обратимости — это использование нелинейно-оптических эффектов, однако экспериментальной реализации таких эффектов в топологических фотонных структурах до сих пор не было продемонстрировано. Международному коллективу физиков под руководством Сергея Крука и Юрия Кившаря (Австралийский национальный университет) удалось разработать, создать и исследовать такую наноструктуру.

«В представленной работе нам удалось создать наноструктуру с топологически защищенными краевыми состояниями и впервые с ее помощью продемонстрировать усиление нелинейно-оптических эффектов, — пояснил Александр Шорохов. — Мы показали, что система устойчива к структурным дефектам и возмущениям, и кроме того, за счет уникального взаимодействия топологии и нелинейного отклика, обладает необратимостью».

Разработки в области фотоники всё чаще привлекают широкое внимание научной общественности. Интегральная оптика перспективна для решения многих задач и часто превосходит возможности классической электроники из-за меньшего энергопотребления и большего быстродействия. Одним из таких примеров может быть реализация нейронных сетей для анализа данных с помощью интегральных фотонных цепей. Однако существующие оптические системы тоже несовершенны: почти невозможно создать структуры без дефектов в конструкции, которые приводят к дополнительным потерям за счет рассеяния. Разработки в области топологической фотоники и нелинейной оптики могут помочь справиться с подобными проблемами и приблизить появление принципиально новых устройств.

В исследовании принимали участие сотрудники МГУ имени М.В.Ломоносова, Университета ИТМО (Санкт-Петербург), Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН (Санкт-Петербург), Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород), Австралийского национального университета и Национальной лаборатории Ок-Ридж (США).

Источник: Пресс-служба МГУ

Мы все были гениями

Изучающему иностранный язык человеку такое вряд ли покажется справедливым: он учит спряжения, корпит над учебниками грамматики, строит сложноподчиненные предложения, а его ребенок, как промокашка, впитывает язык, рисуя каляки-маляки в детском саду.

Затерянный мир Конан Дойла в России

Конан Дойл, выдумав «Затерянный мир», наверняка не мог предполагать, что в центре Таймыра далёкой и непонятной России, за Северным полярным кругом, на восточном берегу реки Енисей существует реальный мир, ещё более прекрасный, чем описанное им плато.

Астрофизики из МГУ изучили удивительные изменения вблизи сверхмассивной черной дыры

Фемтосекундный успех

Развитие электроники и средств коммуникаций требует от приборной базы все большей точности, эргономичности и пропускной способности.

"Мы победили рак!"

Это сенсационное заявление принадлежит австралийскому профессору Питеру Ганнингу, который открыл механизм действия нового препарата, способного произвести революцию в борьбе с раковыми заболеваниями.