cентябрь-ноябрь 2019
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Учёный МГУ открыл новый вид микроскопических рачков из древнего озера

Сотрудник биологического факультета МГУ вместе с коллегой из Германии нашёл и описал новый вид микроскопических рачков в древнем озере на Балканах. Исследователи назвали находку Alona begoniae. Работа была поддержана Российским научным фондом (РНФ), его результаты опубликованы в журнале Zootaxa.

Учёные считают древними озёра, несущими воды более миллиона лет. Всего таких озёр в мире насчитывается не более 20, а в них сосредоточены около 80% эндемичных — то есть нигде более не встречающихся — видов водных растений и животных. Уникальность населения таких озёр вызвана их длительной географической и экологической изоляцией от других водоёмов. Эта особенность древних озёр вызывает огромный интерес специалистов из разных областей.

Доцент кафедры зоологии беспозвоночных МГУ Артём Синёв совместно с коллегой из Гисенского университета (Германия) исследовали фауну Охридского озера, расположенного на границе Македонии и Албании, и обнаружили в нём новый вид микроскопических ветвистоусых раков рода Alona. Эти рачки широко распространены по всей Евразии, а сам род включает около 50 видов. Но находка учёных отличалась от известных видов достаточно, чтобы выделить её в отдельный вид. Новый вид назвали в честь сестры европейского автора исследования.

«Новый вид внешне сходен с обычным евразийским видом Coronatella rectangula, но надежно отличается от него особенностями строения грудных ног самки, строением постабдомена и первой грудной ноги самца. Эти признаки выявлены в результате детального исследования морфологии вида, — рассказывает ведущий автор исследования, доцент кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ Артём Синёв. — Вероятно, вид долго оставался незамеченным именно из-за сходства с широко распространенным эврибионтным видом — подобная ситуация нередка для ветвистоусых ракообразных (Cladocera). Озеро Охрид — древнейшее озеро Европы, его возраст составляет более 1,2 млн лет. Как и в озере Байкал, здесь сформировалась эндемичная фауна, включающая многочисленные виды ракообразных. Однако до сих пор из Охрида был известен только один вид ветвистоусых, Phreatalona smirnovi, ведущий интерстициальный образ жизни — обитающий в толще песчано-каменистых грунтов озера и впадающих в него рек».

Особи нового вида ветвистоусых раков Alona учёные собрали в прибрежной зоне озера. С помощью специального дночерпателя исследователи отбирали пробы донных отложений, затем фильтровали их от грунта и фиксировали живой материал в спирте. Затем, уже в лаборатории, учёные разбирали пробы и отбирали из них ракообразных. Представителей нового вида оказалось несколько десятков. Теперь образцы, по которым был описан вид, — голотип и паратипы — хранятся в биодепозитариях, в том числе и в коллекции Зоологического музея МГУ.

Источник: Пресс-служба МГУ