cентябрь-ноябрь 2019
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Ученые поняли, как эритроциты влияют на образование тромбов у больных раком

Сотрудники Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ) совместно с врачами Ярославской областной онкологической больницы обнаружили, что у раковых больных красные кровяные клетки (эритроциты) хуже меняют форму, образуют крупные устойчивые в потоке скопления, что создает условия для замедления кровотока вплоть до полной остановки и вносит свой вклад в образование тромбов. Результаты работы говорят о необходимости учитывать измененные характеристики этих клеток у онкобольных для профилактики и лечения тромботических осложнений. Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) и опубликована в журнале Thrombosis Research.

Онкологические заболевания сопровождаются многочисленными осложнениями, которые не только ухудшают состояние пациента, но и могут привести к его гибели. Одно из самых грозных — тромбоз, при котором сгусток крови перекрывает просвет сосуда. Формирование тромба обычно определяют при помощи трех факторов: повреждение стенки сосуда, изменение свойств крови и характер кровотока. Если первые два фактора интенсивно исследовались, то третий фактор был плохо изучен, особенно у больных раком.

«Наряду с оценкой состояния свертывающей системы крови мы проанализировали гемореологический статус пациентов с солидными опухолями, локализованными в одном месте. Гемореологическим статусом называют свойства крови и ее компонентов – плазмы и клеток, – которые определяют ее текучесть. Мы показали, что у больных с солидными опухолями снижено количество эритроцитов в крови, а микрореологические свойства этих клеток, то есть их способность объединяться и деформироваться, неблагоприятно изменены», — рассказывает Ирина Тихомирова, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой медицины, биологии, теории и методики обучения биологии ЯГПУ.

Известно, что при онкологических заболеваниях изменяется состав плазмы крови и повышается активность клеток крови тромбоцитов. В результате тромбы быстрее формируются и медленнее растворяются. В этой работе ученые показали, каким образом свойства самых многочисленных клеток крови — эритроцитов — влияют на гемореологические свойства, определяющие текучесть крови, и развитие тромбозов при раке. У обследованных пациентов уменьшилось количество эритроцитов, а потому вязкость их крови была снижена по сравнению с нормой.

Но главное открытие ученых заключалось в другом. Если у здоровых людей эритроциты способны сильно деформироваться, что необходимо для их прохождения даже по самым узким сосудам, то у раковых больных красные кровяные клетки хуже меняют форму, образуют крупные устойчивые в потоке скопления. Это создает условия для замедления кровотока вплоть до полной остановки. Неблагоприятно измененные при онкологических заболеваниях свойства эритроцитов вносят свой вклад в образование тромбов.

«Результаты исследования могут послужить теоретической основой для разработки новых методов профилактики и коррекции тромботических осложнений при онкологических заболеваниях. Полученные данные свидетельствуют о необходимости учета измененных свойств эритроцитов. Уточнение механизмов про- и антитромботических влияний красных клеток крови при онкологических заболеваниях послужит темой дальнейших исследований», — заключает Ирина Тихомирова.
Источник http://rscf.ru

Заглянуть в голову животным

Правда ли, что ваша собака думает только о еде, сне и погоне за кошками? Правда ли, что кот вашей девушки имеет что-то против вас? Правда ли, что коровы – всего лишь ходячие гамбургеры, а голуби претендуют на мировое господство?

Физики проанализировали спонтанное излучение атомов

Сотрудники физического факультета и Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В.Ломоносова сформулировали новый подход к ана

Последним сдался килограмм

В премию «За верность науке» включена номинация «Популяризация химии»

Старше Вселенной

Распад протона — гипотетическая форма радиоактивного распада, приведшая к очень интересным экспериментам.