cентябрь-ноябрь 2020
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Астрономы из России выяснили, почему самые яркие галактики "моргают"

Астрономы из Санкт-Петербурга проследили за самыми яркими черными дырами во Вселенной и выяснили, почему они периодически "моргают", понижая или повышая яркость. Их выводы были представлены в  журналах MNRAS и Astrophysical Journal.

Квазары представляют собой сверхмассивные черные дыры в центрах далеких галактик, которые активно поглощают материю и "выплевывают" часть ее в виде узких пучков материи, разогнанных до околосветовых скоростей, и выделяемых ими потоков энергии, чья светимость в десятки и сотни миллионов раз превышает яркость Солнца.

Космические лампады

Если квазар повернут к нам "лицом", то тогда он становится особенно ярким для наблюдателей на Земле, из-за чего такие объекты часто называют "блазарами". Яркость блазаров периодически резко меняется, причины чего оставались загадкой и предметом споров среди ученых в последние годы.

Кирилл Соколовский из Астрокосмического центра ФИАН в Москве, а также ученые из НАСА, Санкт-Петербурга, Крымской обсерватории и МГУ, приблизились к решению этой загадки, наблюдая за одним из самых ярких и известных блазаров, галактикой 3C 279 в созвездии Девы, и еще одним объектом, CTA-102, расположенным в созвездии Пегаса.

Обе этих сверхмассивных черных дыры были открыты более 50 лет назад, и ученых достаточно давно привлекает то, что их яркость постоянно и очень сильно меняется во всех диапазонах электромагнитных волн. Недавно и тот, и другой блазар пережили несколько вспышек активности, наблюдения за которыми  помогли Соколовскому и его коллегам приблизиться к пониманию их сути.

Как объясняют астрофизики, сегодня ученые придерживаются двух основных гипотез, объясняющих вариации в силе свечения блазаров. Часть из них предполагает, что эти "моргания" связаны с тем, что нити выбросов квазаров не стоят на месте, а периодически сдвигаются в стороны, что делает их менее яркими. Другие астрофизики считают, что повышения и понижения яркости связаны с внутренними процессами внутри этих "плевков" черных дыр.

Российские и зарубежные ученые нашли свидетельства в пользу первой группы теорий, сравнив то, как менялась яркость 3C 279 и CTA-102 в оптическом, гамма и радиодиапазонах во время периодов спокойствия и высокой активности. Для этого ученые использовали орбитальные телескопы "Ферми" и Swift, а также ряд наземных радиообсерваторий.

Маяки Вселенной

Эти наблюдения показали, что изменения в яркости квазара в этих диапазонах происходили не одновременно, а с некоторой задержкой. К примеру, он становился более заметным для радиотелескопов и инфракрасных обсерваторий на несколько часов позже, чем аналогичные события происходили в оптическом и гамма-диапазонах.

Подобное поведение блазаров, а также изменения в структуре их выбросов, как предполагают астрофизики, говорят о том, что их яркость меняется не под действием внутренних процессов внутри их выбросов, а в результате изменения его структуры и положения в пространстве.

Как предполагают Соколовский и его коллеги, "плевки" 3C 279 и CTA-102 похожи по своей форме не на прямую линию, а на спираль или какую-то другую закрученную структуру, изменения в положении которой заметно влияют на то, насколько ярким квазар будет казаться наблюдателям на Земле.

С другой стороны, астрономы не исключают того, что существуют и другие механизмы, объясняющие часть "морганий" квазаров. К примеру, во время наблюдений за 3C 279 они зафиксировали возможные следы существования ударных волн внутри его выбросов, которые могут разрывать эту спираль и выбрасывать часть ее материи в окружающий космос.

Как надеются авторы статьи, дальнейшие наблюдения, которые российские ученые ведут при поддержке Российского научного фонда, помогут найти однозначный ответ на этот вопрос. Это, в свою очередь, поможет астрономам понять, какую роль черные дыры играют в формировании и эволюции галактик.
Источник http://rscf.ru

Фтор: разрушающий или созидающий?

Источник: Журнал "НАУКА И ЖИЗНЬ"

Физики послушали лопающийся мыльный пузырь

Физики измерили звуковое давление лопающихся мыльных пузырей при помощи микрофонной решетки (множества приемников звука, работающих согласованно) и проанализировали результаты при помощи разложения акустического поля по сферическим волнам.

Рациональное использование тепла: тепловые аккумуляторы

unsplash.com

Ученые поняли, как эритроциты влияют на образование тромбов у больных раком

Докембрийская родня: в Австралии обнаружен возможный предок людей и большинства животных

Учёные нашли в Южной Австралии окаменелость древнейшего животного, возраст которого составляет около 555 млн лет. Речь идёт о червеобразной Ikaria wariootia. Её размеры достигают до 7 мм в длину и около 1—2,5 мм в ширину.

Медики МГУ предложили новый метод таргетированной терапии рака

"abc-гипотеза" доказана... Доказательства никто не понял

Долгое время коллеги японского математика раздумывают, доказал ли он ключевую для теории чисел гипотезу.

Сибирские ученые создают новые продукты углепереработки

Ученые СО РАН предложили новые решения автоматизации для получения продуктов угледобычи и угленефтехимии в Кузбассе.