FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь
176 городов
September – October
176 cities
12-14 октября 2018
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
октябрь-декабрь 2017
МВДЦ «Сибирь», Кванториум,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры

Среди отечественных фильмов об образовании драм оказалось больше, чем комедий

Российские ученые опубликовали монографию, посвященную школам, институтам и университетам в советских и российских фильмах. Они описали образ учителя, учеников, основные темы и конфликты в этих фильмах, их изменение во времени. В частности, жанровый анализ показал, что драм об образовательном процессе снято почти в два раза больше, чем комедий. Результаты исследования опубликованы в монографии School and University in the Mirror of Soviet and Russian Cinema (на русском языке – «Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа»). Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ).

Как отмечают авторы, подобные исследования в СССР испытывали сильное влияние коммунистической идеологии, а западные ученые уделяли внимание в первую очередь политическому наполнению фильмов. Авторы монографии поставили своей целью дать характеристику, описать особенности и роль темы школы и вуза в советском и российском кино разных периодов. В работе они использовали герменевтический анализ фильмов (изучает стереотипы, идеологическое наполнение, социокультурный контекст, характеры персонажей и развитие сюжета), антропологический (рассматривает человека как медийного персонажа на основе фото- и видеоматериалов) и гендерный анализ (исследует образы, положение и роли героев разного пола).

Ученые составили список отечественных фильмов на тему образования, в него вошел 351 фильм, снятый с 1919 по 2017 года. Больше половины (62%) из них вышли в период «застоя» (1969–1985 годы) и в российский период (1992–2017 годы). Если распределить фильмы по жанрам, то больше всего окажется драм (63%), меньше – комедий (24%), еще меньше – мелодрам (11%). Вне перечисленных выше периодов комедии и мелодрамы о школе почти не снимались.

Значительно различаются основные проблемы, которые поднимаются в фильмах разных эпох. В первые десятилетия советской власти преобладают темы и образы, связанные со становлением нового общества, борьбой с пережитками прошлого. Фильмы периода «оттепели» (1956–1968 годы) чаще затрагивают мировоззренческие, нравственные вопросы, обращаются к личности героев, их выбору. В период «перестройки» (1986–1991 годы) обостряются социальные проблемы, это отражается и в фильмах о школах.

В советских фильмах, снятых до 1930 года, важную роль играла идеологическая составляющая. Такое кино служило воспитательным целям и должно было передавать детям и подросткам идеалы и мировоззрение взрослых. Появлялись и фильмы, в которых дети играли большую роль в революционных событиях и Гражданской войне, фильмы о перевоспитании беспризорников.

В сталинскую эпоху (1931–1955 годы) еще больше усилилось идеологическое давление на кинематограф, фильмы о школе приобрели пропагандистскую окраску, а их цель стало воспитание преданности идеалам социализма и интересам коллектива. Создатели фильмов не стремились реалистично показывать школьную жизнь, использовали довольно стереотипные сюжеты и образы: активного и самоотверженного школьника-борца и его проводника – уважаемого учителя.

В период «оттепели» (1956–1968 годы) расширяется набор тем, проблем и образов, появляющихся на экране. Больше внимания уделяется внутреннему миру, личным взаимоотношениям школьников и учителей, проблемам взросления. Фильмы показывают изменения в системе образования, отход от жестких рамок в обучении, учителя в них обретают черты реальных людей, сомневающихся и выбирающих свой путь.

Период «застоя» (1969–1985 годы) привнес в кино о школьниках и студентах еще большее разнообразие образов и конфликтов, и взятый курс на общечеловеческие ценности продолжился. В кино находилось место социальным проблемам, усталости учителей и цинизму учеников. В фильмах на тему студенчества идеологические ноты звучат еще слабее, расширился спектр социальных типов студентов и преподавателей.

В последние годы советской власти (1986–1991 годы) в фильмах ярче отражены проблемы школы, падение престижа педагогов в глазах учеников и общества в целом, усложняются отношения между учителями и школьниками. В фильмах о молодежи, в частности, студентах, одной из заметных проблем становятся отношения с родителями или преподавателями, которые показывают разрыв в ценностях этих поколений.

Российские фильмы и сериалы о школе (сняты в 1992–2017 годах) намного чаще, чем раньше, становятся развлекательными, в основном, это комедии или мелодрамы. Их воспитательная функция сведена к минимуму, заметно падение статуса учителя и школы или вуза, внимание в фильмах уделяется досугу подростков, а не учебе или труду.

«Образы школы, вуза, школьников, студентов, учителей и преподавателей тесно связаны с политической, экономической, социокультурной обстановкой в стране. К примеру, степень востребованности учителя, его статус с 20-х годов ХХ века до XXI века постепенно менялся. От мудрого наставника, окруженного всеобщим уважением и авторитетом (1920-е–1950-е годы) через кризис утраты иллюзий и усталость (1960-е–1970-е годы) к потере авторитета, былого социального статуса, материальной нищете (время «перестройки» и 1990-е годы) и бюрократическому (и часто коррупционному) функционалу в современном российском кино. Сейчас наша группа работает над второй монографией, посвященной тому, как тема школы и вуза отражалась в кинематографе западных стран. Один из предварительных выводов научного коллектива состоит в том, что именно в XXI веке обозначилось сближение идей и сюжетов российского и западного кинематографа о школе и вузе, которое очень хорошо прослеживается, например, в российском римейке испанского сериала "Физика или химия"», – рассказал руководитель исследования, профессор Ростовского государственного экономического университета, член Союза кинематографистов России Александр Федоров.

 

источник http://rscf.ru

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Ученые выяснили, как состав Мирового океана изменился за 25 миллионов лет

Сотрудники биологического факультета МГУ выяснили, что за 25 миллионов лет состав Мирового океана сильно изменился от преимущественно бескислородной закисной водной тол

На чем лететь к звездам?

На чем лететь к звездам? Пока единственный теоретически возможный способ – солнечный парус.

Это приспособление, использующее давление солнечного света или лазера на зеркальную поверхность для приведения в движение космического аппарата.

Стекло гибкое, металлическое

Участники международного проекта – учёные Московского института стали и сплавов и их японские коллеги из Университета Тохоку. Возглавляет коллектив исследователей профессор Дмитрий Лузгин.

Найден простой способ создания препарата для разжижения крови

Говорят, что раньше йог мог...

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и п