FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь 2019
176 городов
September – November 2019
312 cities
11-13 октября 2019
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры

Тайна хазарской столицы

В дельте Волги, в 43 километрах от Астрахани, находится один из самых загадочных исторических памятников Поволжья — Самосдельское городище. oLogy поговорил с куратором раскопок Дмитрием Васильевым, заведующим Совместной археологической лабораторией Астраханского государственного университета и Института этнологии и антропологии РАН о странных находках, вопросах без ответов и испытании воли в полевой работе.

 

Гражданская наука: досье проекта

Наука Археология

Кто исследует Астраханский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая

Объект Самосдельское городище

Цель Восстановить историю крупного средневекового города в Поволжье и выяснить, располагалась ли там столица Хазарского каганата

Место Рядом с селом Самосделка (43 километра от Астрахани)

Сроки Июль — август, ежегодно

Сбор испытателей До 16 июля

 

 
 
Дмитрий Васильев
Куратор раскопок на Самосдельском городище, заведующий Совместной археологической лабораторией Астраханского государственного университета и Института этнологии и антропологии РАН.


Научное сообщество заинтересовалось этой местностью только в 1989 году. В это лето школьный учитель села Самосделка Александр Пухов отправил в Госдирекцию охраны историко-культурного наследия Астраханской области большую коллекцию керамики, которую собрал неподалёку от села. Горшкам и кувшинам оказалось около тысячи лет, и на территории городища начались раскопки. Выяснилось, что на этом месте располагались древняя хазарская крепость (в VIII–X веках), крупный торговый город (в XI–XIII веках) и золотоордынское поселение (в XIII–XIV веках).

Учёные предполагают, что в IX веке здесь находилась столица Хазарского каганата — город Итиль. Неопровержимых доказательств найти пока не удалось, но год за годом археологи и волонтёры раскрывают историю города, в котором пересекались пути десятков народов и культур.

 

 


Азиатская Троя — Итиль

 

В степи тихо. Едва слышно, как в отдалении плещутся волны великой реки. Заходя за горизонт, солнце в последний раз заливает травы светом густо-багряным, как кровь врага хазара. Тускнеющие лучи медленно скользят по глинобитным стенам юрты. Откинув полог, из юрты выходит знатная хазарка в жемчужных бусах. Шёлковым платком взлетают её гладкие волосы от порывов ветра, взгляд узких чёрных глаз скользит по степи. В руках её наполненный просом горшок с ручками, напоминающими изогнутый рог барана. Она что-то шепчет в пустоту, о чём-то хочет нам рассказать…

 

[oLogy] Какая находка запомнилась вам больше всего? — спрашиваю я Дмитрия Васильева, отвлекшись от поэтического образа, который нарисовало мое воображение.

[Дмитрий Васильев] Запомнилась первая юрта, которую мы нашли. В 2004 году ребята расчищали большую яму с плоским дном. К ней примыкала ещё какая-то прямоугольная яма. Это всё странно выглядело, и я, проходя мимо, сказал: «Вы осторожнее ковыряйте стенки, это может быть юртообразное жилище». И точно, выяснилось, что там когда-то были столбы, а прямоугольная примыкающая ямка — это вход со ступенькой. Это очень большое открытие, потому что юртообразные жилища встречаются на всех Хазарских поселениях — это признак оседания кочевников в городской среде.

[oLogy] Юртообразные? Думала, это переносное жильё, как раз для кочевого образа жизни.

[ДВ] Такие дома круглые как юрты, но уже не переносные. Для них выкапывали котлованчик, возводили жердевую конструкцию, оплетали всё камышом, обмазывали глиной, навешивали крышу. Люди жили там главным образом зимой, в холодное время года, а летом уходили кочевать.

 

 

[oLogy] Юрты вы обнаружили в слое, относящемся к Х веку?

[ДВ] Да, это был период упадка Хазарского каганата. Хазары тогда всё ещё занимали часть Поволжья. В этом слое мы находим и посуду, относящуюся к культуре кочевников: она грубая, орнаментированы только ручки в форме бараньих рогов. На посуде часто встречаются родовые тамги — знаки. Кстати, в материковых слоях, которые относятся к хазарскому периоду, в некоторых «элитных» кварталах города у нас под ногами буквально хрустит стекло! Для Средневековья стеклянные кубки — это как в 1990-е годы чёрный мерседес. Очень круто и дорого — значит, было немало зажиточных горожан.

[oLogy] Раз много богатых, может, это была столица каганата — таинственный город Итиль?

[ДВ] Ну, есть множество аргументов в пользу того, что мы нашли Итиль. Во-первых, городище расположено в дельте Волги на острове — это соответствует описаниям Итиля, составленным арабскими историками и хазарским царём Иосифом. Во-вторых, с помощью аэрофотосъёмки нам удалось обнаружить остатки крепости на городище, а кирпичное строительство в каганате являлось царской монополией. Ну и радиоуглеродный анализ нижних слоёв подтверждает даты: VIII–X века. Тем не менее вопрос об Итиле остаётся дискуссионным.

[oLogy] Что может стать прямым доказательством?

[ДВ] Табличка с надписью «Город Итиль». Но такого мы никогда не найдём, конечно. Повезёт — найдём библиотеку или ещё что-то: надписи на камнях, на керамике. Но с этим пока туго.

 


Страна Саксин

 

Жарко. В узкие улочки торгового города солнце не проникает, но плотный поток людей перегревает и без того раскаленный воздух. Пахнет пресными лепёшками, гранатовым соком — гранаты привозят в город купцы с Апшерона, и в жаркую погоду местные жители утоляют их соком жажду. Подошвы мягких туфель будто горят, соприкасаясь с истоптанной, твёрдой как камень землёй. С минарета мечети вливается в улицы гулкий призыв муэдзина, и в толпе булгары поднимают свои широкие лица к небу, начинают суетливо проталкиваться вперёд. Иранцы завешивают свои лавки, закрывают двери мастерских на время вечерней молитвы. Но шум на улицах не смолкает. На рынке по-прежнему стучат свинцовыми слитками о прилавок византийцы и русы, китайцы и африканцы. Саксин привечает всех, кто идёт великими торговыми путями: Шёлковым и Волго-Каспийским. Здесь они пересекаются, и город дарит путникам отдых, поражая невиданным в здешних местах великолепием: улицами и площадями, кирпичными стенами больших домов, просторными хлевами и конюшнями, общественными колодцами, из которых любой может утолить жажду. Богатый город, Саксин. Богатая страна.

 

 

 


[oLogy] Расскажите про Саксин. Как вы его нашли?

[ДВ] Этот город мы обнаружили, когда раскапывали слой с XI по XIII век, до нашествия монголов. Саксин упоминается в некоторых письменных источниках. Например, арабский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати прожил там двадцать лет и написал о городе целых две страницы! — улыбается археолог. — Надо ещё добавить, по нашим предположениям, Саксин — это название не одного города, а целой области, можно даже сказать, страны. На месте городища находился её центр. И если по поводу Итиля активно идут дискуссии, насчёт Саксина научное сообщество почти не спорит.

[oLogy] Почему?

[ДВ] Всё очень точно сходится с описаниями. В X веке хазарскую посуду сменяет огузская, поскольку в город вторглись огузы — они помогли князю Святославу разрушить Хазарию. Мы нашли мощный слой пожара и затем видим, что руины снесли — произошла перепланировка, город стал стационарным. Появились небольшие, довольно плотно упакованные кварталы с жилыми домами и мастерскими. Огузы стали основным населением и основной политической силой, появилась богато украшенная керамика. Она лепная, просто обожжённая на костре — признаться, отвратительного качества, но при этом очень пышно украшенная. Такая варварская роскошь. В то же время сохранялась прекрасно обожжённая суварская гончарная посуда — эту технологию затем переняли булгары, предки современных казанских татар, — уточняет Дмитрий Васильев.

[oLogy] Хазары, огузы, булгары — международный центр!

[ДВ] Саксин был воротами в Азию и главным торговым партнёром Северного и Южного Прикаспия. И народов здесь было множество. Если судить по количеству иранской посуды, которая была высокого качества, прекрасно выполненная, — кажется, что просто кусок Ирана вынесли в дельту Волги. Вообще, мы находим здесь много хорошей глазурованной посуды, сделанной в Иране, Закавказье, Бухаре и Самарканде. Но есть и другие предметы, чуть ли не со всего света: из Византии, Китая, Северной Африки, Испании.


Лахсалам и мешки с артефактами

 

У особняка с кирпичными стенами стоит девочка. Её зовут Лахсалам, она дочь аравийского купца, торгующего пряностями и шёлком. Недавно она встретила свою двенадцатую зиму, и отец подарил ей янтарную подвеску. Рука ювелира вывела на подвеске имя девочки, написанное древним куфическим шрифтом. Лахсалам умеет читать. В богатом городе, где она живёт, читать умеют многие свободные люди. У неё даже есть своё писало и гладкая деревянная табличка, покрытая воском. Мать учит Лахсалам писать на ней своё имя. Когда-нибудь Лахсалам выйдет замуж за богатого купца и должна будет уметь подписывать вещи, принадлежащие её семье.

 

[oLogy] Что вы находите кроме посуды?

[ДВ] Ох, всё, что производил в это время человек. Все объекты и не перечислишь. В последние годы я езжу на раскоп на машине и часто увожу полный багажник артефактов — по пять мешков! Наша полевая лаборатория — камералка — еле справляется с мытьём. Бывает, находим целые клады.

[oLogy] Звучит как в приключенческом фильме…

[ДВ] Я вас разочарую. В этих кладах ни золота, ни серебра. Там свинцовые слитки. Во второй половине X века на Востоке истощились серебряные рудники, и люди начали использовать свинец. Слитки попадаются самой разной формы и размеров, но все они были приравнены к серебряному эквиваленту. Какая-то часть развешена по порциям, которые соответствуют восточным мерам веса, а остальное — небольшие обрезки, выплески, которыми люди обменивались на рынке, взвешивая их.

[oLogy] А украшения — бусы, например, — находите?

[ДВ] Конечно. Бусы, подвески, серьги со всего мира. Писала, костяные, деревянные и каменные изделия. Ну и копоушки, конечно.

[oLogy] Копоушки?

[ДВ] Да, это специальные палочки для ковыряния в ушах — одновременно деталь женского костюма и туалетная принадлежность, которую носили на поясе. Очень приятная, кстати: красивая, ажурная. Навершие у неё похоже на черенок ложки, на нём обычно вырезали птиц. А кончик — это очень маленькая ложечка, которой и ковыряли в ушах. Сейчас мы ватными палочками пользуемся, а тогда их из бронзы отливали или вырезали из кости.

 


Монголы и пустота

 

В городе пахнет гарью. Серый пепел въелся в стены сохранившихся жилищ. От некоторых зданий по улицам расходится трупная вонь. Людей, погибших в пожаре или перерезанных монголами, старались найти и похоронить. Но на домашних животных сил уже не хватило: их трупы затаскивали в полуразрушенные дома и заваливали остатками стен. Полуразложившиеся тела смердят, но выжившим некуда идти — люди строят хибары прямо поверх этих руин. Те, кто раньше жил в просторном доме, теперь ютятся в клетушках. Но главная беда не в этом. Монголы напали два месяца назад, перед наступлением жестоких холодов. Запасы пищи сгорели в пожарище, каких эти места ещё не видели. Еды нет, и на охоту ходить некому. Уцелевшие во время расправы живут в страхе голодной смерти.

 

[oLogy] После нападения монголов в XIII веке город так и не восстановился?

[ДВ] Знаете, в слое начала XIV века — это время, когда во всей Золотой Орде начался экономический подъём, — мы снова находим монеты. Тогда установилась новая власть. Руины снесли, построили нормальные глинобитные золотоордынские дома. Это, конечно, не кирпичные хоромы, но вполне удобные, просторные, широкие дома. Правда, продолжалось всё это недолго.

[oLogy] Почему? Новое нападение?

[ДВ] Нет. Ровно век спустя уровень Каспийского моря резко поднялся, и река затопила город. С островной части люди ушли. Частично они переселились на бугор на территории нынешнего села — мы работали там весной этого года. Но в 1360-е годы, с началом гражданской войны в Золотой Орде, там тоже жизнь угасла. И возродилась уже в виде русского села только в XVIII веке.

 


Проверить себя на прочность

 

Шесть утра. В степи еще не так жарко, но скоро солнце начнет припекать. В огромной яме, на желтой каменистой земле виднеются остатки кирпичных стен, отверстия разных размеров и причудливых форм. Территория расчерчена по квадратам. В некоторых ямах, собравшись по парам, взмахивают лопатами люди. Доносится скрип — тяжело переваливаясь, мужчина катит набитую камнями и землёй тачку. Работа на раскопках в разгаре. Через шесть часов можно будет перекусить и… снова копать, до 2 часов дня. В это время температура достигнет 40 градусов в тени, река наполнит воздух влагой, станет тяжело не то что махать лопатой – двигаться и дышать. Второй выход на раскоп начнется только в пять вечера и продлится всего два часа – на большее не хватит сил. Утром работать еще легко. Внезапно в одной из ям мужчина и девушка откладывают лопаты, и, согнувшись, пристально всматриваются в землю. «Кисточку дайте!», – кричит девушка. К яме стягиваются люди. Что там нашлось? Подвиньтесь, я не вижу, мне интересно!

 

[oLogy] Вы двадцать лет ездите на раскопки, но вы археолог — это ваша работа. А почему сюда ездят другие люди, непрофессионалы?

[ДВ] Они едут за историей. И как же — «за туманом и за запахом тайги»! Ну, то есть за жарой, комарами, речкой и солнцем… Если серьёзно, то люди приезжают, чтобы испытать себя. У палаток стенок нет. В небольшом экспедиционном коллективе человек становится тем, кем он является на самом деле. Некоторые этому не очень рады, потому что видят себя с не самой приятной стороны.

 

 

[oLogy] Как это проявляется?

[ДВ] Условия жёсткие, работа тяжёлая, индивидуалистические ценности перестают работать — не у всех получается это принять. Например, человек не хочет копать туалет — говорит, что он приехал на раскопках работать. Но в туалет будут ходить все, включая его. И такие решения нужно принимать постоянно, а ещё не унывая переносить тяготы полевой жизни, много работать, помогать другим, ценить дружбу.

[oLogy] То есть работа на раскопках помогает человеку стать лучше?

[ДВ] На мой взгляд, это именно так. Но не только из-за трудностей. К нам приезжают интересные люди: любители экстремальных видов спорта, сотрудники МЧС, доктора физико-математических наук, не говоря уж об археологах самых разных специализаций. Эти люди могут много чего интересного рассказать. И речь не только о новом знании — речь о новом круге общения. Есть какие-то важные вещи, которым ты учишься без слов. Это про нашу экспедицию.

 


Если хотите стать испытателем

 

Вы можете принять участие в экспедиции, написав руководителям раскопок. Их контакты здесь.

Посмотреть фотографии, узнать о впечатлениях и пообщаться с постоянными участниками экспедиции можно в группе во «ВКонтакте». Присоединяйтесь!

 


Литература по теме


  • Самосдельское городище: вопросы изучения и интерпретации. Сборник научных статей / Отв. ред. Д.В. Васильев. — Астрахань: Астраханская цифровая типография, 2011. 169 с.
  • Васильев Д.В. Город и область Саксин в свете новых данных археологии // Поволжская археология. 2015. № 2 (12). С. 189–267.
  • Гречкина Т.Ю., Васильев Д.В., Зиливинская Э.Д. Исследования на Самосдельском городище и в его окрестностях // Нижневолжский археологический вестник. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. Вып. 5. С. 398–400.
  • Васильев Д.В. Методика обработки и общая характеристика массового материала с Самосдельского городища // Археология Нижнего Поволжья: проблемы, поиски, открытия: материалы III Международной Нижневолжской археологической конференции (г. Астрахань, 18–21 октября 2010 г.) / сост. Д.В. Васильев. — Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2010. С. 241–248.
 


Иллюстрации

Архивы экспедиции https://vk.com/club490145

Фото Дмитрия Васильева https://vk.com/dvvasiliev

 

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Геном и постгеном

В первом десятилетии XXI века ученые заве

Следовал ли Ной инструкции Бога?

Профессор Ирвин Финкель из Британского музея утверждает, что Ноев ковчег не был похож, как считалось до сих пор, на корабль в нашем привычном понимании этого слова, а был круглой формы.

Биологи МГУ обнаружили в Тверской области новый вид гриба

Ученые МГУ имени М.В.Ломоносова в составе международного научного коллектива во время экспедиции в Тверскую область нашли и описали новый вид гриба, Entoloma krutiсianu

Ученые создали прибор для измерения теплофизических параметров нанограммов вещества

Найден способ увеличить энергоемкость батареек почти в 1,5 раза

Российские химики изучили высоковольтную стабильность концентрированных растворов солей лития в специальном растворе.