FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь
176 городов
September – October
176 cities
12-14 октября 2018
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
октябрь-декабрь 2017
МВДЦ «Сибирь», Кванториум,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры

Школы для обычных детей

 

[oLogy] Школы для одарённых детей всегда вызывают бурные дискуссии: многие родители не принимают такого разделения. Никто не хочет отдавать ребёнка в «школу для глупых», возникают сомнения в особых талантах учеников элитной школы. Существуют ли вообще одарённые дети и нужны ли им специальные образовательные учреждения?

[ЮК] Это сложные вопросы, они всегда вызывают полемику. Хотя я надеюсь, что в будущем, когда психологи научатся точнее подбирать образовательные программы под нужды каждого ученика в определённый момент обучения, эти споры сойдут на нет. Когда вы разговариваете с одарёнными детьми, у вас не возникает вопроса, существуют ли они в природе. По уровню развития они очень сильно отличаются от сверстников. Я пообщалась с такими ребятами в сочинском образовательном центре «Сириус» — дети там учатся не постоянно, а приезжают на одну смену. Многие из них научно мыслят, генерируют новые идеи. Создание условий для развития таких школьников — дальновидная стратегия, она принесёт пользу не только им, но и обществу.

При этом есть много детей, которых просто не заметили, и нужен толчок, чтобы их одарённость проявилась. Часто говорят, что талант сам себе пробьёт дорогу. Нет. Скука, которую одарённый ребёнок испытывает на занятиях, когда он сидит и слушает то, что и так знает, — сильный демотивирующий фактор, способный негативно повлиять на развитие. Существует исследование, которое показывает: одарённые дети, перепрыгнувшие хотя бы через класс, в среднем удачнее строят карьеру. Сейчас школа устроена так, что сделать это практически невозможно.

Надо найти механизмы помощи способным детям или внутри системы, или создавая специальные школы. Только критерии отбора в такие школы должны быть очень хорошими, точными, позволяющими определить задатки даже у тех, кому не посчастливилось вырасти в благополучной среде. Именно на поиск таких диагностических инструментов направлены сейчас многие междисциплинарные исследования в образовании.

 

 
 

[oLogy] Как должно быть устроено образование, по вашему мнению?

[ЮК] Система образования должна помогать каждому развиваться оптимально. Образовательные ресурсы надо распределять таким образом, чтобы помогать добиваться лучших результатов всем. Есть страны, например Нидерланды и Финляндия, которые делают акцент на том, чтобы все дети, даже те, кому учеба даётся плохо, дотянули до уровня успеваемости, необходимого для успешной жизни в обществе. Большой объём ресурсов выделен на индивидуализированную помощь отстающим. И если мы посмотрим результаты этих стран в международных сравнительных исследованиях, то заметим, что там меньше детей с очень низкими показателями. Однако в отношении Нидерландов исследования показали, что, возможно, недостаточно внимания уделяется одарённым ученикам, а это необходимо, иначе среда сдерживает развитие их таланта.

Лучшая система образования та, что создаёт оптимальные условия для каждого. Нельзя брать у одних и отдавать другим. При этом все образовательные системы ограничены в ресурсах. Но оптимизация образования — не самая дальновидная стратегия. Проблемы с обучением не заканчиваются в школе — они длятся всю жизнь и часто приводят к дезадаптации: люди не могут найти своё место. Коррекция таких последствий обходится обществу очень дорого, как и не получившая поддержки одарённость.

[oLogy] Существует ли где-нибудь идеальная система образования?

[ЮК] Пока нет, не хватает знаний. Детей часто сравнивают по средним показателям. Но средний — враг индивидуальному. К примеру, в совокупности китайские дети показывают лучшие в мире результаты по математике. Но это не значит, что их система хороша для каждого китайского учащегося. Да, большая часть детей показывает очень высокие результаты, но многие — очень низкие. Это всё равно что сравнивать страны по ВВП — нас-то интересует, как живётся в данном государстве отдельному человеку. Вот и в образовании важно, каковы индивидуальные различия, как система может помочь каждому.

 

 
Иллюстрации

TEDxTomsk, iStock, Anna Samoylova on Unsplash

 

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Старше Вселенной

Распад протона — гипотетическая форма радиоактивного распада, приведшая к очень интересным экспериментам.

Физики из МГУ впервые в мире напрямую измерили щели «невозможных» сверхпроводников

Ученые исследовали быстровращающиеся ядра массивных звёзд

Ученые из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ провели анализ специфической формы гравитационно-волнового сигнала, исходящего от

Птицы смотрят в будущее

Мы отличаемся от животных тем, что можем смотреть в будущее и пренебрегать сиюминутной небольшой выгодой, чтобы потом отхватить гораздо больше. Далеко не все люди так поступают, однако все мы можем понять плюсы такой стратегии.

О чем мы помним

Человеческой памятью можно управлять. Нейрофизиологи проводят эксперименты по стиранию отдельных воспоминаний.