FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь
176 городов
September – October
176 cities
12-14 октября 2018
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры

Физика музыки (Часть 1)

Великому композитору Людвигу ван Бетховену приписывают фразу: «Музыка — откровение более высокое, чем мудрость и философия». Но с этим можно поспорить, ведь без мудрости и научного подхода воздействие музыки на нашу психику не было бы столь мощным и чарующим. Математике и физике мы обязаны появлением сложнейших музыкальных инструментов и совершенных в акустическом плане концертных залов.

О том, как создаются звуки, задевающие самые тонкие струны души, oLogy рассказывает в трёх историях: о физике-органисте, его любимом инструменте и идеальном концертном зале.

 

Физик-музыкант

 

Объёмный сказочный звук словно предзнаменование чуда. Он разливается под сводами лютеранской кирхи, резонируя в самом сердце... Так маленький Павел представлял себе звучание органа, когда прогуливался с родителями рядом с церковью святого Михаила на Васильевском острове в Ленинграде. К сожалению, органа в этой церкви давно не было —его разрушили после Октябрьской революции, а от кирхи осталась только наружность, внутри её переоборудовали в фабрику спортинвентаря.



— Не знаю, почему меня завораживала именно эта кирха, может быть, из-за высокого острого готического шпиля, но помню, как проходя мимо неё, я всё время воображал орган, который когда-то там был. Я пытался представить, как он выглядел, как он звучал. Меня очень волновали эти вопросы, — с улыбкой вспоминает своё детство Павел Кравчун, сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и смотритель одного из крупнейших в России органов.

 

 
 
 


Мама и тётя Павла были ценителями классической музыки, они часто ходили в Ленинградскую филармонию и иногда брали мальчика с собой. Позже Павел стал приходить и в консерваторию, где ему разрешали оставаться в органном классе или в зале во время занятий студентов-музыкантов и даже пускали поиграть на органе.



— Для меня было радостью, когда какой-нибудь нерадивый ученик не приходил на занятия в консерваторию. Тогда я мог часами играть на инструменте, — рассказывает Кравчун.



Вскоре отца Павла, военного моряка, перевели в Москву. Естественно, вместе с главой семейства в столицу со временем перебралась и вся семья. Павел по-прежнему увлекался музыкой и решил продолжить регулярные походы уже в Московскую консерваторию. Однако там его приняли довольно холодно, а к органу и вовсе не подпускали.

Что его жизнь будет связана с органной музыкой, Павел окончательно понял, когда побывал на выступлении известного советского органиста Гарри Гродберга. Правда, одним музицированием юноша ограничиваться не хотел — ему было важно понять, как создаётся звучание, подобное которому не способен воспроизвести ни один другой инструмент.



— Орган — это огромное сооружение, и мне всегда хотелось залезть внутрь и посмотреть, что там находится, понять, как он «живёт» — говорит Кравчун. — В школе я осознал, что по-настоящему понять, как звучит орган и что это вообще за инструмент, может только физик-акустик.



За ответом на этот вопрос Павел, будучи девятиклассником, пришёл на физфак МГУ в кружок музыкальной акустики, который вёл известный во всём мире физик Лев Термен.

На занятиях Термен объяснял слушателям основы гармонии, принципы звучания разных инструментов, знакомил с новыми музыкальными тенденциями, законодателем которых во многом был он сам. Учителя мало интересовали традиционные инструменты — он всегда думал о концептуальных вещах. В одной из книг Термен писал, что всегда ставил себе целью полностью избавить исполнителей от сложного звукоизвлечения, чтобы они могли направить все силы на работу с мелодией: «Все способности исполнителя должны выражаться именно в управлении музыкальной тканью. Он не должен отвлекаться для самого генерирования звуков и снабжения музыкальных инструментов своей механической энергией».

 

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Посмертная месть

Страх к змеям заложен в человеке чуть ли не генетически. Да, некоторые из них - одни из самых ядовитых животных на свете. Но мало кто знает, что жабы ядовиты все. Их тоже боятся, но, правда, из-за незнания об их токсичности, боятся другого.

Языковые картины мира

Социальные факторы могут влиять на результаты статистического анализа научных данных

Юрий Словохотов, доктор химических наук, профессор химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова опубликовал статью, в которой сделал вывод о том, что социальные факт

Детективный круг

Эта любопытную историю можно причислить к сфере "юридических наук".

Как Архимед сжег римские корабли (смоделировано в современном эксперименте)

Люди издавна мечтали заставить Солнце служить земным целям. Одним из первых это смог сделать Архимед. Однажды с помощью Солнца он поджег римские корабли.