cентябрь-ноябрь 2020
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Рождение новой черной дыры ученые МГУ посвятили Стивену Хокингу

Один из телескопов-роботов сети МАСТЕР МГУ имени М.В.Ломоносова, расположенный на Тенерифе (Испания, Канарские острова), позволил ученым полностью пронаблюдать гамма-всплеск, вызванный коллапсом звезды и образованием на ее месте черной дыры. Обычно телескопу не удается нацелиться на гамма-всплеск достаточно быстро, чтобы наблюдать увеличение его яркости и получить какую-либо информацию о его источнике. Отчет о наблюдении, которое ученые посвятили физику Стивену Хокингу, опубликован в The Astronomer’s Telegram.

Телескоп МАСТЕР МГУ. Источник: Владимир Липунов/МГУ

Сами по себе гамма-всплески происходят довольно часто, каждый день. Эти выбросы энергии сопровождают столкновение нейтронных звезд либо коллапс массивной звезды, после которого она превращается в нейтронную звезду, кварковую звезду или черную дыру. При этом выбрасывается огромное количество энергии, и телескопы замечают гамма-всплески, даже если породившие их взрывы произошли за миллионы и миллиарды световых лет от Земли. Гамма-всплески длятся от миллисекунд до десятков секунд и регистрируются в различных диапазонах.

«Главная задача сети телескопов МАСТЕР состоит в том, чтобы попытаться увидеть оптическое излучение, пока гамма-всплеск не потух. И в оптике мы видели все с самого начала и до конца. Это бывает редко — два-три раза в год, и, как правило, такие наблюдения проводятся телескопом-роботом МАСТЕР», — прокомментировал профессор физического факультета МГУ, руководивший созданием Глобальной сети телескопов-роботов, Владимир Липунов.

Астрономам также удалось получить кривую блеска гамма-всплеска, который получил обозначение GRB180316A, и установить точные координаты вспышки. Кривая блеска соответствовала «идеальной» форме, замеченной у нескольких разных гамма-всплесков и получившей в 2017 году название SOS-emission (Smooth Optical Self-similar Emission — плавное автомодельное излучение). Название содержит отсылку к источнику гамма-всплеска — гибели звезды.

Преимущество системы МАСТЕР над аналогичными заключается в качестве управляющего и обрабатывающего математического обеспечения, количестве телескопов и их расположении (восемь телескопов в разных частях Евразии, в Южной Америке, на юге Африке и на Канарских островах), а также системе наведения, позволяющей быстро нацеливаться на гамма-всплески, источники гравитационных волн, источники нейтрино сверхвысоких энергий и другие события. Все это позволило провести лучшие, по сравнению с телескопами других стран, наблюдения гамма-всплеска в оптическом диапазоне.

Фото: Кривая блеска SOS-emission. Источник: Владимир Липунов/МГУ

Графен в медицине

Ксения Рыкова для ПостНауки

Астрономы поймали длинный гамма-всплеск от взрыва далекой сверхновой

Астрономы смогли достоверно обнаружить новую пару сверхновая—гамма-всплеск в далекой галактике. Подобные открытия позволяют понять связь между этими катаклизмами и более детально разобраться в механизмах генерации гамма-всплесков.

Взрыв сверхновой разложили на этапы

Сверхновые звёзды — основной источник элементов жизни во Вселенной. Существование человечества и всего живого стало возможно благодаря тем химическим элементам, которые были получены в результате взрыва сверхновых звёзд.

Орнитологи МГУ о влиянии глобального потепления на численность куликов