cентябрь-ноябрь 2020
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Учёные МГУ описали столкновение ударной волны и «звёздной колыбели»

Математик из МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с российским коллегой смоделировал образование нитевидных скоплений вещества — филаментов — при столкновении ударной волны с молекулярными облаками в межзвёздной среде. Работа поможет учёным лучше понять, как образуются звёзды и звёздные системы. Результаты исследования опубликованы в журнале Computers and Fluids.

Авторы работы рассматривали ситуацию, когда ударная волна от взрыва сверхновой доходит до молекулярных облаков – межзвёздных скоплений вещества с большой плотностью. Гигантские молекулярные облака также известны как «звёздные колыбели», так как в них образуются новые звёзды. Ударная волна перемещается со сверхзвуковой скоростью и изменяет структуру облака, образует области с высокой и низкой плотностью и нитевидные структуры — филаменты. Вместе с тем столкновение порождает потоки вещества и искривляет их траектории, вызывая завихрения на внешних границах облака. Это явление известно как неустойчивость Рихтмайера – Мешкова. Тот факт, что несколько сложных процессов идут параллельно, затрудняет моделирование столкновения.

Учёные предложили модель, описывающую образование завихрения вещества и филаментов после прохождения ударной волны. Они рассмотрели влияние распределения плотности по радиусу и формы облаков на процесс взаимодействия ударной волны c молекулярными облаками, возникновение и перераспределение потоков вещества, образование филаментов и, как результат, формирование областей большой плотности.

«Для проведения расчётов была написана, отлажена и протестирована трёхмерная программа, которая позволяет осуществлять математическое моделирование процессов ударного взаимодействия молекулярных облаков и возможное образование новых звёзд и звёздных систем», — рассказал профессор механико-математического факультета МГУ Борис Рыбакин.

От созданных ранее эту модель отличает высокое разрешение: она включает более 4 миллиардов вычислительных узлов. Чтобы сократить время обработки большого объёма данных, учёные используют параллельные вычисления: работа с различными группами данных ведётся одновременно и независимо.

Моделирование показало, что формирование филаментов и неравномерность распределения плотности зависят в первую очередь от сжатия вещества облака под действием ударной волны. Оно также позволило выделить три фазы столкновения ударной волны с облаком. На первом этапе за фронтом волны образуются вихревые структуры. На втором происходит дальнейшее распространение ударной волны и возникновение неустойчивости Рихтмайера – Мешкова, потоки вещества на границах облака ускоряются. На последнем этапе в областях с высокой плотностью возникают зародыши филаментов и формируются очень плотные протоядра, зародыши будущих звёзд.

Авторы статьи рассчитывают, что продолжение работы с моделью и её совершенствование помогут понять, как в плотных областях молекулярных облаков образуются новые звёзды и звёздные системы.

«Данные, полученные в последнее время, показывают, что процесс звездообразования в нашей галактике замедляется. В год образуется несколько звёзд, несмотря на то, что “вещества” хватает на возникновение нескольких сотен звёзд. С другой стороны, недавно открыты галактики, в которых процесс звездообразования очень интенсивен», – добавил Борис Рыбакин.

Исследование проводилось совместно с учёным из Тверского государственного технического университета.

Фото: Образование филаментов при столкновении ударной волны с двумя молекулярными облаками. Источник: Валерий Горячев и Борис Рыбакин

3

Графен в медицине

Ксения Рыкова для ПостНауки

Астрономы поймали длинный гамма-всплеск от взрыва далекой сверхновой

Астрономы смогли достоверно обнаружить новую пару сверхновая—гамма-всплеск в далекой галактике. Подобные открытия позволяют понять связь между этими катаклизмами и более детально разобраться в механизмах генерации гамма-всплесков.

Взрыв сверхновой разложили на этапы

Сверхновые звёзды — основной источник элементов жизни во Вселенной. Существование человечества и всего живого стало возможно благодаря тем химическим элементам, которые были получены в результате взрыва сверхновых звёзд.

Астрономы изучили состав атмосферы Земли по ее "отражению" на поверхности Луны

Физики разработали новый метод получения сверхточных оптических линеек для измерения спектральных составов веществ

Закон маленьких

Маленьких вещей в мире больше, чем больших. А Марк Нигини нашел, как практически можно это использовать. Теперь берегитесь!

oLogy: лекарство от страха, вранья и шума

Почти разумный суперкомпьютер

Искусственный  интеллект все еще фантастика. Однако год назад появилась система, которая справляется с обработкой конструкций человеческого языка лучше, чем человеческий мозг. Это еще не мышление, но уже кое-что.