FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь
176 городов
September – October
176 cities
12-14 октября 2018
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры

Капова пещера: мамонты, краски и жертвы

На историческом факультете МГУ мне сразу сказали: «Хотите написать про крупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть». Владислав Житенёв руководит Южно-Уральской археологической экспедицией. Главный объект изучения — Капова пещера, в которой за последние полвека было сделано немало сенсационных находок.

Найти картину под землёй

Капова пещера расположена в Башкирии, в трёхстах с лишним километрах от Уфы. Её название связывают то со словом «капать» (как и в большинстве карстовых пещер, с потолка здесь течёт влага), то со словом «капище». Лично мне вторая версия кажется интересней, ведь на протяжении тысячелетий эта пещера служила местом проведения ритуалов. Люди не жили в ней; скорее всего, их хижины располагались где-то в лесу неподалёку. Но из поколения в поколение проникали сюда, чтобы совершать обряды или иные коллективные действия. Какие именно, до конца не понятно.

Начнём с истории изучения объекта. Открыли его ещё в XVIII веке, но ничего примечательного не заметили: пещера как пещера, таких в стране сотни, а то и тысячи. Настоящая слава пришла сюда в конце 50-х годов XX века.

Был такой человек — Александр Рюмин, учёный, упрямец и немножко авантюрист. Чуть ли не с детства у него была мечта: найти в России наскальные рисунки людей верхнего палеолита — эпохи мамонтов и ледников.

Более поздние изображения, относящиеся мезолиту и неолиту, были уже широко известны. Их находили и на Урале, и в других частях страны. А вот палеолитическая живопись на тот момент была найдена только в одном месте — в пещерах Франции и Испании (Франко-кантабрийский регион). Считалось, что это местная культурная особенность.

Рюмин окончил биологический факультет МГУ, написал диссертацию, но защититься не успел — началась война. Он прошёл путь от рядового до подполковника, за Днепровскую операцию был представлен к званию Героя Советского Союза, правда, награду так и не получил. Под Кёнигсбергом был тяжело ранен — врачи считали, что останется инвалидом. Но он выздоровел и вернулся к экспедиционной работе. Наверное, упрямство победило.

После войны Рюмин устроился научным сотрудником в Прибельский филиал Башкирского заповедника. Именно там, по его мнению, вероятнее всего можно было найти рисунки времён палеолита: ледник сюда не доходил, горные хребты защищали этот район от холода.

В 1959 году Рюмин решил осмотреть находящуюся в заповеднике Капову пещеру. «После долгих поисков, устав и отчаявшись найти рисунки, решили возвращаться… У меня остались надежда и последние полчаса. Я снова подумал, где лучше искать рисунки…» — вспоминал он (цит. по: Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве, 2011). Нужно было уходить из пещеры и вообще заниматься биологией, а не поисками несуществующих наскальных рисунков. Но в самый последний момент Рюмину бросилось в глаза красноватое пятно на стене. Присмотревшись, он увидел силуэт лошади. Вскоре нашёл ещё и мамонтов, медведей, других животных.

Рюмину вначале не поверили: мол, для Пиренеев это нормально, в Южной Америке или в Африке тоже можно что-то поискать, но чтобы в нашей суровой стране… Фантазии всё это и игра воображения! К тому же автор открытия был биологом, и археологи воспринимали его как дилетанта.

Чтобы окончательно развеять «нездоровую сенсацию», в 1960 году в Капову пещеру делегировали знаменитого советского археолога Отто Бадера. Он выяснил, что некоторые настенные рисунки действительно были плодом воображения Рюмина. Это вызвало у учёного ярость. Но в той же пещере Бадер обнаружил и вполне реальные изображения, подобные тем, которые прежде находили только в Южной Европе. Это вызвало восторг.

Уже в наше время с помощью радиоуглеродного и уран-ториевого методов датирования удалось установить возраст следов древнего искусства: от 16 000 до 19 500 лет. Но есть и находки, которые относят к XII–IX векам до нашей эры. Получается, что люди приходили сюда с некими ритуальными целями на протяжении многих тысячелетий. От так масштаба времени становится как-то не по себе.

От Франции до Башкирии

С 60-х годов XX века археологи работают к Каповой пещере почти каждый сезон. И всякий раз находят всё новые и новые объекты, которые переворачивают наши представления о первобытном мире. Последние десять лет Южно-Уральской археологической экспедицией МГУ руководит Владислав Житенёв.

«Каменный ёжик» — так называют его между собой студенты. Я бы на такое прозвище не обижался. «Каменный» — поскольку занимается каменным веком, изучает каменную пещеру. И характер упорный. «Ёжик» — это, наверное, за стоящие торчком густые волосы. Ну и за элемент детского азарта. Когда он рассказывает о своих исследованиях, начинаешь грустить, что выбрал такую скучную профессию, как журналистика.

— Вам про свежие находки? Вот, пожалуйста. В пещере есть рисунок, нечто среднее между человеком и мамонтом, очень своеобразный. Его давно открыли. А сейчас мы обнаружили рядом в щели между камнями украшение — просверленную гальку. Я уверен: её там спрятали, а не потеряли. Мы не в первый раз находим такие «закладки». Обнаруживались разные изделия из кости и камня. Зачем их прятали? Мы этого не знаем!

Фразу «мы этого не знаем» Владислав за время беседы повторил раз двадцать. Без разочарования или безысходности, скорее наоборот — предвкушая неизбежную развязку: мол, мы пока не знаем, но будем много работать, много думать и обязательно во всём разберёмся.

— Другая находка последнего сезона — осколки плит с рисунками. Я уверен, что это результат целенаправленного поведения древних людей. На плитах рисовали, потом разбивали и часть прятали. Так же поступали с фигурками из глины и бивней на других стоянках охотников на мамонтов.

— Но зачем разбивать произведение искусства?

— Непонятно. Есть много идей на эту тему. Знаете, у костра в экспедиции можно дать волю фантазии. При желании можно даже увидеть в наскальных рисунках изображения инопланетян. Но это всё не наука, точного знания пока нет, — объясняет мне Житенёв. — А ещё в минувшем году наши студенты обнаружили некий ритуальный объект: размером с небольшую подушку. В центре сталактит, по бокам кости летучих мышей и запасы красной краски — охры.

Как я понял из рассказа Владислава, с краской вообще всё непросто. Её в пещере явно больше, чем нужно было, чтобы нарисовать мамонта или лошадь.

— Во многих местах мы находили явные следы, как будто на стены специально брызгали краской. Что они делали с таким количеством охры? Может быть, тела свои раскрашивали, может, для каких-то других целей использовали. Но явно краска им нужна была не для бытовых нужд, а для чего-то сакрального...

В мае этого года Владислав Житенёв защищает в МГУ докторскую диссертацию об исследованиях в Каповой пещере. Автореферат я читал полночи — почти как роман. Больше всего меня поразило, что формально специальность называется «история», но в исследовании намешано множество наук. Тут и ядерная физика (возраст определять), и зоология (какие животные где и когда обитали), и минералогия (откуда какие камни) и так далее.

Главный тезис в следующем: «…впервые в ходе комплексного исследования зафиксированы, исследованы и классифицированы многие новые типы следов деятельности человека в Каповой пещере, которые в результате обобщения с материалами предшественников позволили создать целостную картину использования подземной полости в качестве верхнепалеолитического святилища. Выявленные свидетельства деятельности человека позволили обосновать глубокую связь характера деятельности человека в Каповой пещере и памятников с настенными изображениями Франко-Кантабрии».

То есть все эти рисунки, ритуальные объекты, разбитые плитки, спрятанные украшения и прочее практически в точности совпадают с тем, что находят в пещерах Испании и Франции. Люди в пещере вели себя одинаково даже в мелочах.

— Между Башкирией и Пиренейским полуостровом около четырёх тысяч километров. При этом следы многих ритуалов полностью совпадают: очень похожие организация святилища, правила поведения в нём. Это независимые явления или культуры как-то связаны между собой? Мы склоняемся к тому, что связаны.

— И как им удавалось обмениваться информацией? Интернета-то не было, как, впрочем, и обычных дорог.

— Это одна из главных загадок Каповой пещеры. Мы видим факты: люди от Атлантики до Урала использовали одни и те же культурные практики. А вот как они их передавали, неизвестно. Можно предположить, что в результате миграции. Но, перемещаясь по континенту, люди из поколения в поколение детально воспроизводили ритуальные практики. Это, кстати, стоит учитывать, когда мы говорим о современных мигрантах. Люди могут сменить технологии, пищевой рацион и многое другое. Ритуальное поведение остаётся стабильным гораздо дольше.

Дело о девичьем черепе

На кафедре археологии истфака МГУ хранится череп. Он уже стал мировой знаменитостью — далеко не каждая находка удостаивается статьи в Nature. Обнаружили его несколько лет назад студенты — разумеется, в Каповой пещере.

— Почти весь состав нашей экспедиции — студенты. Для них это обязательная практика, даже если специализируешься на истории XX века. Чтобы отличать науку от ненауки, очень важно делать что-то своими руками, — поясняет Житенёв. — Сей череп доказывает, что студенты на раскопках — это хорошо. На поверхности торчала лишь его макушка. Я был уверен, что это натёки кальцита. Но студенты ходили за мной по пятам: давайте посмотрим, давайте достанем. Мне это надоело. И вот она, наша уникальная находка.

Наскальные рисунки в Каповой пещере относятся к палеолиту — они сделаны больше десяти тысяч лет назад. А череп принадлежал человеку куда более поздней эпохи: это конец бронзового века, межовская культура, примерно IX–XIII века до нашей эры. В Египте и Передней Азии уже существовали централизованные государства, строились города, велись войны. А здесь, на Урале, жило некое племя со странными ритуалами, для которых они и использовали Капову пещеру.

— Что можно сказать о черепе? Это была вполне здоровая девушка, которая погибла от удара в голову острым предметом в возрасте 15–19 лет. Мы уверены, это было жертвоприношение, — нагнетает Житенёв.

— Почему вы так в этом уверены? Может, её убили на войне. Или в драке. Из ревности. Или медведь в лесу задрал?

— Если бы это было убийство или медведь, сохранились бы и остальные части скелета. А в том месте были свалены самые разные кости: животных, людей — юношей и девушек. И всего один череп. Эти кости явно откуда-то принесли. Уже находили похожий склад костей, и там тоже был череп девушки. Это непохоже на войну или болезнь. Скорее всего, их убивали ударом в висок — метод относительно гуманный, поскольку смерть наступала мгновенно. Происходило это не в пещере.

— А где?

— Мы этого не знаем. Вероятно, жертвы какое-то время лежали на воздухе, а потом их останки переносили в пещеру.

— Почему вообще приносились жертвы? Это был культ?

— Тоже до конца не понятно. Единственное, что мы пока можем сказать: в башкирском эпосе есть сюжет, как девушек приносили в жертву хозяину озера. Но это сказание впервые было записано в XVIII века. Разница во времени — несколько тысячелетий. Как культурная информация могла сохраняться столь долгое время? Мы не знаем.

— Что вы можете рассказать об этой девушке? Как она жила, как выглядела? Во что была одета? Почему для жертвоприношения выбрали именно её?

— Увы, пока почти ничего не известно.

— Но хотя бы определить, чем она питалась, можно?

— Из её зубов и зубов других людей, найденных рядом, удалось выделить ДНК, благодаря чему наш череп и попал в Nature — в статью о геномике населения Евразии в бронзовом веке. Молекулярные биологи установили наличие довольно редкой гаплогруппы R1b. Ещё генетический анализ показал, что эта девушка без проблем могла пить молоко, много молока — у неё были ферменты, позволявшие переваривать лактозу. Но делала она это или нет, неизвестно.

Снова тайна. Вполне возможно, лет через десять — двадцать в этой загадочной истории появятся новые ответы, новые детали. И новые поводы произнести интригующее «мы пока не знаем».

Прикрепленные материалы: 
ФайлФайлРазмер
img_3365.jpgJPG, 1000x600px, 547.24 КБ
snap-200820-0021.jpgJPG, 1000x600px, 640.15 КБ

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Ученые доказали, что раковинные амебы помогают узнать о прошлых изменениях климата

Группа российских и британских ученых при участии профессора кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Юрия Мазея доказала, что изучение

Говорят, что раньше йог мог...

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и п

В МГУ разработали новую стратегию получения перовскитных солнечных ячеек

Металлическое стекло - материал XXI века

Крепче стали, податливее пластмассы, неплохо проводящие электричество и коррозийностойкие благодаря своей аморфной структуре, металлические стёкла были бы идеальным материалом, если бы не одно большое НО.

Биологи из МГУ выяснили, сколько живут микроорганизмы на Марсе

Сотрудники биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова изучили устойчивость микроорганизмов к космическому радиационному излучению в условиях очень низких темпер