Ученые определили судьбу тромбоцитов

Российские исследователи во главе с учеными МГУ экспериментально установили, какие факторы определяют судьбу тромбоцитов. Результаты работы были опубликованы в журнале Journal of Thrombosis and Haemostasis.

Суть работы заключается в том, чтобы разобраться в важнейшей загадке сигнализации тромбоцитов: как эти клетки при активации делятся на два вида?», — задается вопросом ответственный автор статьи профессор физического факультета доктор физико-математических наук Михаил Пантелеев.

Существует два вида тромбоцитов (клеток, ответственных за свертывание крови): простые (агрегирующие) тромбоциты слипаются, формируя основное тело тромба, а активированные (прокоагулянтные) тромбоциты запускают процессы свертывания крови и укрепляют тело тромба.

Суть процесса сводится к следующему: когда тромбоциту приходят разные концентрации активаторов, он отвечает разной частотой импульса концентраций кальция. Митохондрии тромбоцитов собирают кальций, и когда содержание кальция превышает критическое значение, митохондрия запускает процесс клеточный смерти тромбоцита. Этот процесс получил название «митохондриальная смерть», и именно в результате нее простой тромбоцит становится активированным.

Главным методом была высокоскоростная конфокальная микроскопия: с ее помощью загрузив клетки разнообразными флуоресцентными маркерами ученые смогли проследить динамику всех основных ответов. В эксперименте, имитирующем формирование тромбов, через искусственную камеру прокачивали кровь, белки в которой были «помечены» флуоресцентными маркерами для изучения их распределения в потоке крови. Материалом служила кровь здоровых доноров, из которой путем центрифугирования и клеточной хроматографии выделялись тромбоциты.

«Нам удалось показать, что митохондрии запускают цепочку процессов, ведущих к переходу тромбоцитов в специальное активированное (прокоагулянтное) состояние. Это необходимо для понимания фундаментальных механизмов тромбоза и создания новых методов его лечения», — говорит Михаил Пантелеев.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Используя силы Ван-дер-Ваальса

Несколько лет назад учёные выяснили, что обычные гекконы используют весьма занятный физический трюк, который позволяет им, к примеру, с лёгкостью бегать по потолку.

Наука о науке

Наука науке рознь. Можно в десятый раз измерить прочность резины и похвастаться тем, что у тебя 200 статей на эту тему, а можно в стопиццотый раз запустить радиоуправляемого жука-киборга и возрадоваться, что он наконец полетел куда надо...

Криогенная авиация

Запасы нефти быстро уменьшаются. Она постоянно дорожает и дефицит ее ощущается все больше. Такое положение уже довольно давно заставляет исследователей и ученых всего мира искать альтернативные источники топлива, в том числе и для авиации.

Биологи исследовали кариотипы паразитических наездников

Сотрудник биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с иностранными коллегами изучил хромосомные наборы (кариотипы) некоторых тропических видов парази

Стекло гибкое, металлическое

Участники международного проекта – учёные Московского института стали и сплавов и их японские коллеги из Университета Тохоку. Возглавляет коллектив исследователей профессор Дмитрий Лузгин.