cентябрь-ноябрь 2020
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Новый вид бесхлорофилльного растения рода Seychellaria

Ученые МГУ совместно с коллегой из Королевских ботанических садов Кью (Великобритания) нашли на о. Мадагаскар новый вид растения из рода Seychellaria и назвали его Seychellaria barbata (Сейшеллярия бородатая). Результаты исследования опубликованы в журнале Phytotaxa.

«Новый для науки вид Seychellaria barbata (Сейшеллярия бородатая) относится к семейству триурисовые (Triuridaceae), включающему исключительно невысокие и малозаметные травы, питающиеся за счет симбиоза с грибами. Они не содержат хлорофилл и, как следствие, лишены зеленой окраски. Изучение данного вида позволило нам уточнить морфологическую характеристику всего рода Seychellaria» — рассказывает Максим Нуралиев, старший научный сотрудник кафедры высших растений биологического факультета МГУ.

К триурисовым относятся бесхлорофилльные сапрофитные травы — обычные растения тенистых лесов в тропиках Центральной и Южной Америки, Западной Африки, Мадагаскара, Сейшельских островов, Азии, Полинезии и Австралии. Растения ведут микотрофный образ жизни (питаются засчет грибов) на лесной подстилке и перегнойной почве под пологом деревьев, на гниющих пнях, дуплистых стволах и даже на термитниках.

Растение Seychellaria barbata было обнаружено Максимом Нуралиевым в ходе экспедиции на о. Мадагаскар. На месте были сделаны детальные фотографии цветков и соцветий. Совместно с Антоном Беэром были изучены детали строения этого растения, сделаны необходимые измерения и составлено описание. Кроме того, цветки были изучены при помощи сканирующего электронного микроскопа.

По словам автора работы, научная ценность исследования заключается в открытии неизвестного ранее для мировой флоры вида, а также в ряде выводов о закономерностях эволюции этой группы растений. Сведения о видовом разнообразии конкретных территорий, в особенности о наличии редких видов, необходимы для организации охраны оставшихся к настоящему времени фрагментов дикой природы.

«Многие группы бесхлорофилльных растений в принципе недостаточно изучены: неизвестны детали их строения, способ опыления, особенности питания и т.п. Собранный материал Seychellaria barbata будет в дальнейшем использован для изучения анатомии и развития цветков, а также строения генома. Кроме того, продолжается разработка систематики этой группы растений: будет детализирована их классификация и, возможно, появятся новые виды» — говорит Максим Нуралиев.

Химики создали программу для безопасного хранения и утилизации реактивов

Американские ученые создали компьютерную программу для поиска безопасных и эффективных способов хранения и утилизации химических реактивов.

Гравитационная линза впервые помогла рентгеновским наблюдениям

Оптическое и рентгеновские изображения линзированной галактики
M. Bayliss  et al. / Nature Astronomy, 2019

Физики получили пластичное стекло

Ученые создали тонкие пленки из стеклообразного оксида алюминия, которые можно растягивать, сжимать и изгибать без появления трещин при комнатной температуре.

Российские учёные создают препарат для лечения болезни Паркинсона

Нацпроект «Наука» представляет:  учёные Белгородского государственного университета разрабатывают новый препарат для лечения болезни Паркинсона.

Ученые поняли, как можно реализовать новый тип оптической спектроскопии

Разработка ученых Политеха поможет выводить новые породы крупного рогатого скота

Группа РОСНАНО открыла Российский центр гибкой электроники

На фото (слева направо): Председатель Правления РОСНАНО Анатолий Чубайс, мэр Москвы Сергей Собянин, генеральный директор Группы «ТехноСпарк» Денис Ковалевич.

Путеводитель по науке: С чего начинался Фестиваль науки