Ученые исследовали быстровращающиеся ядра массивных звёзд

Ученые из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ провели анализ специфической формы гравитационно-волнового сигнала, исходящего от слияния пары нейтронных звёзд, которые образуются в результате эволюции быстровращающегося ядра массивной звезды. Результаты исследования опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Работа посвящена поиску ответа на вопрос, как часто в природе могут образовываться быстровращающиеся ядра массивных звезд, которые в конце эволюции претерпевают гравитационный коллапс и могут образовать пару нейтронных звезд (а не одну нейтронную звезду, как ожидается при коллапсе ядра звезды с малым вращением). Актуальность проблемы связана с огромным интересом к недавно открытым астрофизическим источникам гравитационно-волнового излучения — сливающимся двойным черным дырам.

«Так как процедура поиска гравитационно-волновых сигналов на интерферометрах LIGO требует точного знания формы сигнала, необходимо изучить как можно больше вариантов ожидаемых гравитационно-волновых сигналов. Тесная пара нейтронных звезд в результате коллапса быстровращающегося ядра массивной звезды быстро (в течение часов) сливается из-за уноса орбитальной энергии гравитационными волнами, и это дает специфическую форму гравитационно-волнового сигнала. Около 30 лет назад этот механизм был предложен в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) В.С. Имшенником и Д.К. Надежиным для объяснения необычных свойств нейтринного сигнала знаменитой сверхновой 1987А в Большом Магеллановом Облаке», — говорит заместитель директора Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, доктор физико-математических наук Константин Постнов.

Работа проходила в ГАИШ МГУ и ИТЭФ в течение последнего полугода. Для оценки астрофизических темпов образования таких объектов использовалась методика популяционного синтеза, разработанная в ГАИШ МГУ, которая оказалась чрезвычайно успешной для исследования темпов рождения самых экстремальных объектов во Вселенной.

«В дальнейшем предполагается провести численное трехмерное моделирование процесса гравитационного коллапса ядра массивной звезды с учетом всей доступной микрофизики для выяснения возможных параметров образующихся двойных нейтронных звезд в этом сценарии. Расчеты предполагается вести с использованием ресурсов суперкомпьютеров МГУ», — комментирует Константин Постнов.

О чем мы помним

Человеческой памятью можно управлять. Нейрофизиологи проводят эксперименты по стиранию отдельных воспоминаний.

Турбийон: в вихре времени

Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге (его имя носит знаменитая марка Breguet, в России чаще всего известная как "Брегет") изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое.

История одного лазера

Суджи Накамура стоит на сцене перед переполненным залом. Затем достает лазерную указку и направляет ее на чистую стену. Зрители с трепетом смотрят, как ярко-голубые пятна кружатся и скачут прямо над ними.

Филологи МГУ нашли редкую рукопись XIII века

Профессор кафедры германской и кельтской филологии МГУ, доктор филологических наук Наталия Ганина и ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского

Величайший косяк на Земле

"Миграция сардин", "Ход сардин", "Гонка сардин" - все эти определения описывают один-единственный природный феномен, имеющий в лаконичном английском языке название Sardine Run.