Ученые доказали стабильность минерала железистого бриджманита в нижней мантии Земли

Учеными МГУ в составе международного коллектива было впервые доказано существование железистого бриджманита и обоснована стабильность этого минерала во всем диапазоне глубин нижней мантии Земли. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

«Согласно современным представлениям, минерал бриджманит является основной фазой нижней мантии, на которую приходится около 1/3 объема Земли. Соответственно, физические свойства бриджманита имеют решающее значение для понимания динамики нашей планеты и в значительной степени определяют процессы на ее поверхности — от глубокофокусных землетрясений до геохимических циклов, ответственных за образование месторождений полезных ископаемых. Исследование бриджманита при параметрах его термодинамической устойчивости крайне затруднено, что определяет противоречивые оценки его физических свойств», — рассказывает профессор кафедры петрологии геологического факультета МГУ, доктор геолого-минералогических наук Андрей Бобров.

Группой исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова (Москва, Россия), Баварского Геоинститута (Байройт, Германия), Европейского центра синхротронного излучения (Гренобль, Франция) благодаря использованию алмазных наковален с лазерным нагревом было впервые доказано существование железосодержащего бриджманита (со структурой перовскита) и обоснована его стабильность во всем диапазоне глубин нижней мантии Земли.

Успешно синтезировав железистый бриджманит ученые показали, что он стабилизируется присутствием трехвалентного железа (изученный синтезированный кристалл отвечает составу (Fe2+0.64(2)Fe3+0.24(2))Si1.00(3)O3) и, по сравнению с бриджманитами другого состава, имеет аномально низкую сжимаемость. Этот уникальный эффект может быть использован для интерпретации латеральных сейсмических неоднородностей в нижней мантии Земли.

«Экспериментально показано, что для железосодержащего бриджманита скорости звуковых волн на 2% ниже, чем в магнезиальном бриджманите, что особенно важно для объяснения данных сейсмической томографии. Кроме того, было установлено, что для железистого бриджманита, синтезированного в условиях нижней мантии, характерно значительное количество структурных дефектов, которые не характерны для таких высоких давлений. Установленные различия в свойствах железистого и магнезиального бриджманитов указывают на значительную «гибкость» структуры и состава этой нижнемантийной фазы, что может быть использовано для интерпретации целого ряда геохимических и геофизических наблюдений», — говорит Андрей Бобров.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Сплавать за грибами

Пожалуй, именно такая фраза придет в голову, если вы окажетесь в верховьях реки Рог, штат Орегон, США. Это единственное место в мире, где грибы растут прямо в реке.

«Святой Грааль» криптографии

Рукопись Войнича — таинственная книга, написанная около 600 лет назад неизвестным автором на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита.

Фемтосекундный успех

Развитие электроники и средств коммуникаций требует от приборной базы все большей точности, эргономичности и пропускной способности.

Как рождаются традиции

Так принято, так повелось, такова традиция, таков обычай, так заведено... Что стоит за этими выражениями?

Новости МАСТЕР: открыт астероид 2015 UM67

Российский телескоп-робот МАСТЕР, расположенный в Южной Африке, открыл потенциально-опасный астероид 2015 UM67.