Ученые заключили, что клеточные стенки актинобактерий являются их таксономическим признаком

Сотрудники кафедры микробиологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова изучили состав и структуру гликополимеров клеточных стенок актинобактерий в целях описания новых видов. Ученые представили свою работу в журнале Achievements in the Life Sciences.

Класс Actinobacteria представляет собой обширную группу бактерий, выделяющихся среди других размерами, организацией генома, сложностью морфологических форм, а также способностью синтезировать биологически активные вещества и разрушать высокотоксичные соединения, загрязняющие окружающую среду. Актинобактерии обитают в тканях растений, стимулируя их рост и защиту от фитопатогенов.

Изучение в течение долгого времени гликополимеров клеточных стенок представителей класса Actinobacteria привело к заключению, что их состав и структура могут являться важным таксономическим признаком этих микроорганизмов. В рамках своей работы ученые МГУ имени М.В.Ломоносова изучают гликополимеры клеточных стенок актинобактерий, выделенных из разных природных зон и биотопов Европейской части России, чтобы идентифицировать их и описать новые виды.

«В связи с современными генетическими исследованиями и реклассификацией семейства Streptomycetales, в частности ранее отнесенных к кластеру S. albus, целью настоящей работы было изучить состав и структуру гликополимеров клеточных стенок некоторых представителей данного кластера, никогда не изучавшихся в этом аспекте», — рассказала ведущий автор исследования, доктор биологических наук Елена Тульская.

В своей работе ученые использовали микробиологические и химические методы исследования, в частности спектроскопию ядерного магнитного резонанса. Исследователи показали, что в клеточных стенках изученных представителей S. albus выявлены новые, неописанные ранее структуры гликополимеров.

«Изученные штаммы, имея различный профиль стеночных гликополимеров, принадлежат к различным видам стрептомицетов, что согласуется с данными генетического анализа», — сказала Елена Тульская.

Также ученые выяснили, что родственные штаммы S. albus, J1074 и R1-100 (чувствительный и устойчивый к антибиотику моеномицину соответственно), содержали одинаковый набор гликополимеров. Это позволило исследователям сделать вывод, что чувствительность и устойчивость к антибиотику не зависят от состава и структуры гликополимеров клеточной стенки бактерий.

«Полученные в ходе исследований результаты внесут значимый вклад в развитие представлений о многообразии органического мира и биосинтетическом потенциале микроорганизмов. Результаты будут востребованы в исследованиях, направленных на развитие биологической классификации, выяснение механизмов симбиотических взаимоотношений и фитопатогенности, механизмов адаптации бактерий к условиям среды обитания. Полученная информация о гликополимерах пополнит базу данных по структурам и ЯМР-спектрам, используемую исследователями разных областей науки», — заключила Елена Тульская.

Старше Вселенной

Распад протона — гипотетическая форма радиоактивного распада, приведшая к очень интересным экспериментам.

Физики из МГУ впервые в мире напрямую измерили щели «невозможных» сверхпроводников

Ученые исследовали быстровращающиеся ядра массивных звёзд

Ученые из Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ провели анализ специфической формы гравитационно-волнового сигнала, исходящего от

Птицы смотрят в будущее

Мы отличаемся от животных тем, что можем смотреть в будущее и пренебрегать сиюминутной небольшой выгодой, чтобы потом отхватить гораздо больше. Далеко не все люди так поступают, однако все мы можем понять плюсы такой стратегии.

О чем мы помним

Человеческой памятью можно управлять. Нейрофизиологи проводят эксперименты по стиранию отдельных воспоминаний.