cентябрь-ноябрь 2019
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Физики проанализировали спонтанное излучение атомов

Сотрудники физического факультета и Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В.Ломоносова сформулировали новый подход к анализу спонтанного излучения атомов при воздействии на них сильного лазерного поля. О результатах своей работы ученые рассказали в статье, которая была опубликована в журнале Laser Physics Letters.

«В статье сформулирован новый подход к анализу спонтанного излучения квантовыми системами — атомами — при воздействии на них сильного лазерного поля, причем воздействие лазерного поля рассматривается вне рамок теории возмущений, то есть поле может произвольно сильным», — рассказал Александр Попов, автор статьи, доктор физико-математических наук, профессор кафедры атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники отделения ядерной физики физического факультета МГУ.

В ходе работы авторы использовали возможности университетского суперкомпьютерного кластера «Ломоносов». В результате реализации нового подхода ученые показали возможность анализа начальных стадий развития многочисленных нелинейных эффектов в газовых и плазменных средах на должном уровне строгости, без использования различного рода допущений.

«Мы планируем дальнейшее развитие и совершенствование предложенного подхода, в частности на случай, когда атом находится в неклассическом поле, например в так называемом сжатом состоянии, что представляет интерес для современной квантовой оптики. Есть и другие перспективы развития. Основная ценность данной работы — более глубокое понимание физики генерации в среде высоких гармоник лазерного излучения и связанного с этим процесса генерации импульсов аттосекундной длительности»,  — заключил ученый.

Исследование выполнено совместно с учеными из Физического института имени П.Н. Лебедева РАН.

Кто ты, незнакомец?

ПЕРЕНОС, ОТСРОЧКА, ПОПЫТКА… СТАРТ

Ученые исследовали растворимость токсичных наночастиц диоксида церия в воде

Химикам МГУ имени М.В.Ломоносова в составе международного коллектива ученых удалось экспериментально определить зависимость растворимости наночастиц диоксида церия (CeO

10 ключевых фраз науки

Хороший ученый оставляет после себя тысячи страниц текста и формул. Но пользуется этим наследием лишь узкий круг таких же интеллектуалов.

Стекло - это... стекло

Нобелевский лауреат Уоррен Андерсон однажды сказал: "Самая глубокая и интересная из неразрешённых проблем в теории твёрдого состояния кроется в природе стекла".

Физиками создана неуязвимая оптическая структура