Российские ученые разрабатывают безопасный способ захоронения радиоактивных отходов

Ученые химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова изучили механизмы взаимодействия радиоактивных элементов с образцами глин различных месторождений России и Индии и выяснили, что глина является перспективным материалом для создания барьерной системы захоронения радиоактивных отходов. Результаты работы химики представили в журнале Applied Geochemistry.

«Важнейшим фактором, определяющим будущее ядерной энергетики, является развитие безопасных технологий обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронение в геологических условиях. Во многих странах мира, включая Россию, принята концепция захоронения отходов в глубинные геологические формации с использованием многобарьерной системы, которая служит для предотвращения неуправляемого поступления радионуклидов из зоны хранилищ», — рассказала Анна Романчук, один из авторов статьи, кандидат химических наук. Руководил работой профессор и заведующий кафедрой радиохимии химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, член-корреспондент РАН, доктор химических наук Степан Калмыков.

Для создания таких барьеров хорошо подходят глины ввиду их высоких сорбционных свойств и низкой гидравлической проницаемости, которые сдерживают поступление радионуклидов из хранилищ.

Ученые исследовали образцы глин различных месторождений России и Индии. В ходе работы химики определяли механизмы взаимодействия радионуклидов с глинами и влияние различных кристаллических фаз на их физико-химические свойства. В частности, ученые исследовали долгоживущий нептуний-237. Период полураспада этого радиоактивного элемента составляет 2,14 млн лет.

Химики исследовали зависимости сорбции радионуклидов от рН и ионной силы раствора с применением мессбауэровской спектрометрии и просвечивающей электронной микроскопии высокого разрешения. Ученые показали, что на сорбцию такого долгоживущего радионуклида, как нептуний, оказывают влияние даже незначительные примеси (менее 3%) оксидов железа: гетита и гематита.

«Нам удалось предложить термодинамическую модель, которая адекватно описывает поведение нептуния на границе раздела вода — глинистые минералы. Это дает возможность предсказывать сорбционное поведение нептуния в различных геохимических условиях и делать заключение о перспективности использования тех или иных глин для создания систем инженерных барьеров в местах размещения хранилищ радиоактивных отходов», — сказала Анна Романчук.

Работа выполнена совместно с коллегами из ядерного центра BARC в Мумбаи и Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН в Москве.

Электроболид — на трассу!

Как превратить обычный электрический автомобиль в суперскоростной болид? Очень просто: нужно обеспечить его дополнительными источниками энергии — а стать ими, оказывается, могут и кузов, и система подвески, и даже само дорожное покрытие.

Десятки тысяч Голиафов

Смитсоновский институт признал, что уничтожил в начале 1900 годов тысячи гигантских человеческих скелетов.Верховный суд США постановил обнародовать Смитсоновскому институту засекреченные документы, датированные началом 1900 годов, доказывающие, что организация приним

Говорят, что раньше йог мог...

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и п

Самый большой корабль в мире

В Южной Корее спущено на воду самое большое судно в мире. Плавучее судно, которое длиннее чем Empire State Building, впервые спущено на воду в Южной Корее. Это гигантский корабль «Prelude» корпорации Shell.

Змеиный яд из дрожжей

Что получится, если добавить в дрожжи гены змеи? А получится антисклеротическое лекарство на базе змеиного яда, сообщает исследование, опубликованное в журнале «Scientific Reports».