Ученые выяснили, как состав Мирового океана изменился за 25 миллионов лет

Сотрудники биологического факультета МГУ выяснили, что за 25 миллионов лет состав Мирового океана сильно изменился от преимущественно бескислородной закисной водной толщи, характеризовавшей океан эдиакарского периода (до рубежа 545 млн лет назад) до водной толщи с относительно насыщенным кислородом верхним слоем в начале кембрийского периода. Результаты исследования ученые опубликовали в журнале Geology.

«На основании изучения смешанных карбонатно-терригенных верхнеэдикарско-нижнекембрийских разрезов Сибирской платформы показано, что Мировой океан в течение 25 млн лет претерпел существенные изменения состава. Переход океана из одного состояния в другое подтверждается литологическими маркерами, включая наличие обильного первичного стехиометрического доломитового морского цемента с высоким содержанием железа, который формируется в бескислородной, преимущественно сульфидной среде, в отложениях древнее 545 млн лет, и кальцитового морского цемента в нижнекембрийских отложениях. Именно с рубежом исчезновения "доломитовых" закисных обстановок и, следовательно, с формированием обогащенного кислородом мелководья совпадает появление обильных скелетных организмов. Ведь формирование биоминерального скелета и его органического матрикса требует существенных энергозатрат и невозможно без такого мощного оксиданта, как кислород», — рассказал Андрей Журавлев, доктор биологических наук, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

В ходе работы ученые использовали методы катодолюминесценции и геохимический анализ элементов. Автор из МГУ организовал и провел экспедицию для сбора материалов, определил палеонтологические объекты, находки которых подтверждают возраст изученных отложений, предложил идею статьи.

«Научная ценность работы заключается в понимании эволюции океана, который постоянно менялся не только по составу населявших водную толщу организмов, но и по своему геохимическому составу, причем принципиальные изменения — переход из докембрийского закисного состояния в кислородное — начались совсем недавно по геологическим меркам — менее 545 млн лет назад — и продолжались на протяжении еще нескольких десятков миллионов лет», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Сибирского научно-исследовательского института геологии, геофизики и минерального сырья, Эдинбургского университета (Великобритания) и Нанкинского института геологии и палеонтологии Академии наук КНР.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

10 животных, которые перевернули науку

Наука – штука несправедливая. Ради того, чтобы человек получил Нобелевскую премию или запатентовал новое лекарство, страдают тысячи крыс, мышей, кроликов, лягушек и прочих тварей.

100 различий между М и Ж

Отдел науки «РР» создал самый краткий и при этом самый полный обзор различий межу полами. Мы перелопатили горы книг, научных статей и отчетов, чтобы выделить наиболее убедительные исследования, показывающие разницу между мужчинами и женщинами.

Биологи изучили генетическую предрасположенность крыс к судорогам

Ученые биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова установили, что на предрасположенность крыс к судорожным состояниям влияют генетические факторы.

Физики МГУ разработали новый метод синтеза металлических наночастиц в материалах

Сотрудники Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына и Международного учебно-научного лазерного центра МГУ имени М.В.Ломоносова создали

Мультфильм из атомов

Учёные из IBM Research показали самый маленький в мире мультфильм, где изображение в кадре построено из отдельных атомов. Мультфильм назван «Мальчик и его атом» (A Boy And His Atom).