Ученые МГУ выделили три основных типа межклеточного взаимодействия

Сотрудники факультета биоинженерии и биоинформатики, Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского и Международного учебно-научного лазерного центра МГУ имени М.В.Ломоносова изучили и систематизировали разные типы взаимодействия между клетками. Понимание выявленных механизмов межклеточного «общения» позволят ученым разрабатывать новые способы борьбы с рядом заболеваний, например, способы уничтожения опасных клеток при раковых заболеваниях. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Heart, Lung and Circulation.

Межклеточное взаимодействие — это «общение» клеток друг с другом на расстоянии с помощью сигналинга (сигналов или сигнальных веществ, которые передаются через межклеточное вещество). «Мы провели систематизацию и анализ различных типов межклеточных взаимодействий и показали, что одни и те же способы сигнализации способны в случае разных клеток и органов приводить к трем основным результатам: убийство клеток в опухолях, их восстановление или лечение в стволовых клетках, а также омоложение органа и ткани», — рассказал автор статьи Егор Плотников, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории структуры и функции митохондрий отдела биоэнергетики научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

В ходе работы ученые выполнили анализ уже имеющихся баз данных, а также провели собственные эксперименты.

«На основании выявленных механизмов можно создавать стратегии как уничтожения нежелательных клеток при раковых болезнях или фиброзном перерождении, так и лечения органов и тканей с использованием подходов клеточной терапии», — заключил ученый. Кроме того, в ходе работы были показаны явления частичного омоложения органов и тканей — это происходило при контакте кровотоков молодого и старого организма. По словам Егора Плотникова, это возможно не только в экспериментах на животных, но и в реальных жизненных ситуациях — например, между матерью и плодом при беременности.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова.

О чем мы помним

Человеческой памятью можно управлять. Нейрофизиологи проводят эксперименты по стиранию отдельных воспоминаний.

Турбийон: в вихре времени

Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге (его имя носит знаменитая марка Breguet, в России чаще всего известная как "Брегет") изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое.

История одного лазера

Суджи Накамура стоит на сцене перед переполненным залом. Затем достает лазерную указку и направляет ее на чистую стену. Зрители с трепетом смотрят, как ярко-голубые пятна кружатся и скачут прямо над ними.

Филологи МГУ нашли редкую рукопись XIII века

Профессор кафедры германской и кельтской филологии МГУ, доктор филологических наук Наталия Ганина и ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского

Величайший косяк на Земле

"Миграция сардин", "Ход сардин", "Гонка сардин" - все эти определения описывают один-единственный природный феномен, имеющий в лаконичном английском языке название Sardine Run.