Ученые МГУ выделили три основных типа межклеточного взаимодействия

Сотрудники факультета биоинженерии и биоинформатики, Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского и Международного учебно-научного лазерного центра МГУ имени М.В.Ломоносова изучили и систематизировали разные типы взаимодействия между клетками. Понимание выявленных механизмов межклеточного «общения» позволят ученым разрабатывать новые способы борьбы с рядом заболеваний, например, способы уничтожения опасных клеток при раковых заболеваниях. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Heart, Lung and Circulation.

Межклеточное взаимодействие — это «общение» клеток друг с другом на расстоянии с помощью сигналинга (сигналов или сигнальных веществ, которые передаются через межклеточное вещество). «Мы провели систематизацию и анализ различных типов межклеточных взаимодействий и показали, что одни и те же способы сигнализации способны в случае разных клеток и органов приводить к трем основным результатам: убийство клеток в опухолях, их восстановление или лечение в стволовых клетках, а также омоложение органа и ткани», — рассказал автор статьи Егор Плотников, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории структуры и функции митохондрий отдела биоэнергетики научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

В ходе работы ученые выполнили анализ уже имеющихся баз данных, а также провели собственные эксперименты.

«На основании выявленных механизмов можно создавать стратегии как уничтожения нежелательных клеток при раковых болезнях или фиброзном перерождении, так и лечения органов и тканей с использованием подходов клеточной терапии», — заключил ученый. Кроме того, в ходе работы были показаны явления частичного омоложения органов и тканей — это происходило при контакте кровотоков молодого и старого организма. По словам Егора Плотникова, это возможно не только в экспериментах на животных, но и в реальных жизненных ситуациях — например, между матерью и плодом при беременности.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова.

Страстная натура нобелевских лауреатов

В Нижнем Новгороде жгли горох для определения его реакции на стресс

Физики предсказали существование короткоживущего тетранейтрона с беспрецедентными свойствами

Ученые получили новое химическое соединение необычного строения

Ученые с геологического и химического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова синтезировали соединение состава K2Ca[Si2O5](CO3)

Когда рука — владыка

Новый датчик движения «Mиo» дает возможность одним движением руки контролировать все что угодно, от компьютеров до беспилотных самолетов (есть видео!).