Математик МГУ изучил систему, описывающую движение жидких кристаллов

Сотрудник механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова доказал теорему существования и единственности для полной трехмерной математической системы. О своем исследовании ученый рассказал в статье, опубликованной в журнале Mathematical Models and Methods in Applied Sciences.

Трехмерная математическая система — это полное математическое описание какого-либо явления или процесса, происходящего в реальности. В ходе данного исследования ученые составили такую систему для описания динамики жидких кристаллов — веществ, имеющих свойства жидкостей и кристаллов одновременно — и доказали для нее теорему существования и единственности. Данная теорема является основой решения математической задачи, устанавливая условия, при которых это решение существует. Решение возможно, только если доказаны единственность решения и корректность самой постановки задачи.

«В работе рассматривается полная система Эриксена-Лесли, которая описывает движение жидких кристаллов. Для этой системы впервые была доказана теорема существования и единственности как для периодических сред, так и для ограниченной области с различными краевыми (граничными) условиями», — рассказал автор статьи Григорий Чечкин, доктор физико-математических наук, профессор кафедры дифференциальных уравнений отделения математики механико-математического факультета МГУ.

В ходе работы ученые использовали методы качественной теории дифференциальных уравнений с частными производными и методы функционального анализа.

«Описание движения жидких кристаллов представляет трудную задачу с точки зрения как физики и механики, так и математики. Ценность работы в том, что нам удалось доказать теорему существования и единственности. Такие результаты непосредственно помогают правильно моделировать динамику оптически одноосных жидких кристаллов и таким образом дают возможность решать множество чисто теоретических задач физики, а также прикладных инженерных задач», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Московского государственного университета печати, Шанхайского университета Цзяо Тун (Китай) и Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария).

Китайский музей науки и технологий

...И быстрых разумом бозонов в коллайдере большом рождать

Всего без одной частицы большинство попыток создать гармоничную модель Вселенной и вещества в ней идут прахом. И вот в ЦЕРНе сообщили, что нечто сходное с этой фундаментальной частицей найдено в экспериментах на Большом адронном коллайдере.

Cамый холодный кубометр во Вселенной

Новое криостатическое устройство, скрытое глубоко внутри горы Гран-Сассо (Италия), будет поддерживать температуру около -273 °C, чтобы помочь физикам выяснить массу нейтрино.

Легенды и мифы Московского университета