September 25 – October 11

Физики МГУ разработали новый метод синтеза металлических наночастиц в материалах

Сотрудники Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына и Международного учебно-научного лазерного центра МГУ имени М.В.Ломоносова создали метод синтеза стабильных нанопористых композитов, в поры которых внедрены наночастицы металлов. О своей работе ученые рассказали в статье, которая была опубликована в The Journal of Supercritical Fluids.

«Работа посвящена синтезу металлических наночастиц в объемных нанопористых материалах. В данном случае серебряные частицы синтезировались в аэрогеле на основе диоксида кремния, характеризующемся размером пор от единиц до сотен нанометров. В работе достигнуты две основные цели. Первая — реализация управления концентрацией наночастиц в различных условиях путем дозирования лазерного облучения. Вторая цель — реализация оптической диагностики, позволяющей охарактеризовать форму, размер и концентрацию наночастиц непосредственно в процессе синтеза в режиме реального времени. Результаты демонстрируют, что примененная методика позволяет получать частицы квазисферической формы и размером несколько нанометров, при этом их концентрацией можно легко управлять», — рассказал Владимир Аракчеев, автор статьи, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Международного учебно-научного лазерного центра МГУ.

В основе применяемой экспериментальной методики лежит ставший популярным в последние годы метод сверхкритического осаждения, позволяющий синтезировать наночастицы металлов внутри объемных нанопористых материалов. Содержащие атомы металла химические соединения внедряют внутрь пор в виде раствора в сверхкритическом флюиде, который характеризуется высокой растворяющей способностью и низкой вязкостью. После этого проводится специфическая обработка пропитанного раствором материала, приводящая к высвобождению атомов металла и их дальнейшему объединению в наночастицы внутри пор. Традиционно обработка осуществляется путем термического или химического воздействия. В настоящей работе ученые использовали подход, основанный на использовании лазерного облучения для восстановления металла. Это значительно упрощает управление концентрацией наночастиц, а также дает возможность осуществления их синтеза с высокой пространственной избирательностью, достигаемой путем фокусировки излучения или с помощью интерференционных свойств света.

«Создание стабильных нанопористых композитов, в поры которых внедрены наночастицы металлов, является актуальной задачей. Такие композиты имеют широкий спектр современных и перспективных применений в химии, биомедицине, микроэлетронике, оптике. В частности, применение таких материалов актуально в катализе, переработке отходов, очистке крови, антибактериальной терапии, создании биоимплантатов, электронных и оптических компонентов и устройств», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института проблем лазерных и информационных технологий РАН.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

«Волшебный» шарик для передачи информации

Профессор МГУ с зарубежными коллегами создал эффективный элемент для компьютеров будущего.

Любовь пчел трудовых

В связи с морфологической и функциональной дифференцировкой отдельные особи пчелиной семьи утратили способность к самостоятельному, существованию. Медоносные пчелы живут большими семьями, сообществами.

Толпа бывает очень умной

Коллективный разум большой группы непрофе

Насекомые прошли тест Тьюрингом

Ученые и выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили модель Алана Тьюринга, которая описывает такие сложные биологические рисунки, как пятна на шкуре леопарда или узоры на коже тропических рыб.

Ученые обнаружили безвредный стимулятор работы мозга

Шведские учёные нашли альтернативу кофе для стимуляции работы мозга - и им оказался синий цвет.