Ученые разработали метод наблюдения за движением экситонов

(Слева) Концепция эксперимента. Экситоны генерируются в органическом полупроводнике (экситонный материал) под действием лазерного импульса накачки. Экситоны затем диффундируют к материалу-детектору зарядов (синяя стрелка), где распадаются на пару зарядов

Ученые из МГУ в составе международного коллектива из Института передовых материалов им. Цернике (университет г. Гронингена, Нидерланды), Принстонского университета (США) и технологического центра IMEC (Бельгия), разработали новый метод для наблюдения динамики экситонов в органических полупроводниках в реальном времени. Результаты этой работы недавно опубликованы в ведущем физическом журнале Physical Review Letters.

Органическая электроника — стремительно развивающаяся область современной науки и технологии, которая однажды может прийти на смену традиционной кремниевой электронике. «В основе органических электронных устройств лежат органические полупроводники, которые обладают такими преимуществами как малый удельный вес, гибкость и простота обработки, — комментирует Дмитрий Паращук, профессор физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. — Элементарным фотовозбуждением в органических материалах является так называемый "экситон Френкеля" (названный по имени советского физика Якова Ильича Френкеля) — сильно связанное состояние отрицательного и положительного зарядов. Динамика экситонов Френкеля, то есть их пространственное перемещение в объеме полупроводника, во многом определяет эффективность органических электронных устройств. Таким образом, для разработки высокоэффективных органических устройств необходимы методы контроля и наблюдения движения экситонов».

Комбинируя передовые технологии в области вакуумного напыления тонких пленок (IMEC), рентгеновской спектроскопии (Принстон), сверхбыстрой спектроскопии и компьютерного моделирования (Институт им. Цернике и МГУ), ученым удалось отследить динамику экситонов в органических полупроводниках с фемтосекундным временным разрешением. С помощью данного метода исследователи продемонстрировали необычайно эффективную диффузию экситонов Френкеля в пленках фуллерена С70, которая оказалась более чем в 10 раз быстрее, чем в других широко используемых органических материалах. «Представленная технология открывает новые горизонты в разработке эффективных органических оптоэлектронных устройств, в том числе органических транзисторов и лазеров», — заключает один из авторов работы Олег Козлов, младший научный сотрудник Международного учебно-научного лазерного центра МГУ.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Проводники для генов

В международном коллективе ученых, куда входили исследователи из МГУ, разработаны уникальные наноструктуры для доставки лечебных генов в клетки.  Их статья опубликована в престижном международном журнале Nature Nanotechnology.

Новый вид бесхлорофилльного растения рода Seychellaria

Ученые МГУ совместно с коллегой из Королевских ботанических садов Кью (Великобритания) нашли на о. Мадагаскар новый вид растения из рода Seychellaria и назвали его Seyc

Учёные обнаружили самые древние свидетельства жизни вне океана

Австралийские и новозеландские исследователи доказали, что первые живые организмы появились на суше уже 3,5 млрд лет

Десятки тысяч Голиафов

Смитсоновский институт признал, что уничтожил в начале 1900 годов тысячи гигантских человеческих скелетов.Верховный суд США постановил обнародовать Смитсоновскому институту засекреченные документы, датированные началом 1900 годов, доказывающие, что организация приним

Кусок камня "легче воздуха"

Менее года назад звание самого легкого в мире материала получил материал под названием аэрографит.