Астрономы выяснили, что существует две конфигурации аккреционных дисков

Международная группа ученых при участии специалистов из МГУ имени М.В.Ломоносова изучила аккреционные диски при помощи методов исследования строения магнитного поля в дисках спиральных галактик. Результаты работы были опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

«Моделированием магнитных полей аккреционных дисков занимались много, но это в основном тяжелое численное моделирование небольшого кусочка диска. Как устроено это магнитное поле в целом, оставалось не совсем ясным, — комментирует один из авторов работы Дмитрий Соколов. — В то же время и наблюдательно, и теоретически хорошо изучены магнитные поля в других дисках — дисках спиральных галактик. В этой работе мы переносим методы исследования строения магнитного поля во всем диске (отвлекаясь от локальных частностей), развитые для галактик, на аккреционные диски. Выяснилось, что возможны две существенно различные конфигурации, отличающиеся симметрией. В одной из них магнитное поле стационарно и спрятано внутри диска, а в другой оно заметно вылезает из диска, что очень способствует образованию струй, истекающих из многих дисков. Мы получили также решение с иррегулярными временными осцилляциями магнитного поля. Вполне возможно, что они могут быть полезны для объяснения иррегулярных осцилляций светимости, которые известны из наблюдений».

В своей работе ученые сочетали качественные методы исследования и численное моделирование упрощенных уравнений. Работа в целом — результат сотрудничества специалистов по аккреционным дискам из Германии и российско-английской команды, занимающейся магнитными полями галактик.

«Каждую из полученных конфигураций нужно исследовать поподробнее и постараться отождествить с конкретными астрономическими объектами», — заключает Дмитрий Соколов.

МЕГАнаука

В 60-ых годах в поселке Протвино был построен ускоритель.

Учёные установили, как зависят свойства белка от количества мутаций в нём

МГУ и Британка объявили об Art&Science коллаборации

Размер колец - 120 миллионов километров

Снимки колец Сатурна, колец из каменей и пыли, вращающихся вокруг одной из планет нашей Солнечной системы, являются самыми узнаваемыми и одними из самых красивых космических снимков.

Ученые получили первые снимки на новом малом телескопе обсерватории в КЧР