cентябрь-ноябрь 2019
September – November 2019
11-13 октября 2019

Астрономы выяснили, что существует две конфигурации аккреционных дисков

Международная группа ученых при участии специалистов из МГУ имени М.В.Ломоносова изучила аккреционные диски при помощи методов исследования строения магнитного поля в дисках спиральных галактик. Результаты работы были опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

«Моделированием магнитных полей аккреционных дисков занимались много, но это в основном тяжелое численное моделирование небольшого кусочка диска. Как устроено это магнитное поле в целом, оставалось не совсем ясным, — комментирует один из авторов работы Дмитрий Соколов. — В то же время и наблюдательно, и теоретически хорошо изучены магнитные поля в других дисках — дисках спиральных галактик. В этой работе мы переносим методы исследования строения магнитного поля во всем диске (отвлекаясь от локальных частностей), развитые для галактик, на аккреционные диски. Выяснилось, что возможны две существенно различные конфигурации, отличающиеся симметрией. В одной из них магнитное поле стационарно и спрятано внутри диска, а в другой оно заметно вылезает из диска, что очень способствует образованию струй, истекающих из многих дисков. Мы получили также решение с иррегулярными временными осцилляциями магнитного поля. Вполне возможно, что они могут быть полезны для объяснения иррегулярных осцилляций светимости, которые известны из наблюдений».

В своей работе ученые сочетали качественные методы исследования и численное моделирование упрощенных уравнений. Работа в целом — результат сотрудничества специалистов по аккреционным дискам из Германии и российско-английской команды, занимающейся магнитными полями галактик.

«Каждую из полученных конфигураций нужно исследовать поподробнее и постараться отождествить с конкретными астрономическими объектами», — заключает Дмитрий Соколов.

«Лягушки бывают человечнее людей»

Не думай, что говоришь

Космические электростанции – будущее электроэнергетики?

Российские ученые являются первопроходцами в освоении космических просторов с целью выработки электроэнергии. Ведь именно россияне разработали и смонтировали крупногабаритные, многоэтажные солнечные батареи, снабжающие электричеством околоземную космическую станцию.

Осень, что же будет завтра с нами