Астрономы выяснили, что существует две конфигурации аккреционных дисков

Международная группа ученых при участии специалистов из МГУ имени М.В.Ломоносова изучила аккреционные диски при помощи методов исследования строения магнитного поля в дисках спиральных галактик. Результаты работы были опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

«Моделированием магнитных полей аккреционных дисков занимались много, но это в основном тяжелое численное моделирование небольшого кусочка диска. Как устроено это магнитное поле в целом, оставалось не совсем ясным, — комментирует один из авторов работы Дмитрий Соколов. — В то же время и наблюдательно, и теоретически хорошо изучены магнитные поля в других дисках — дисках спиральных галактик. В этой работе мы переносим методы исследования строения магнитного поля во всем диске (отвлекаясь от локальных частностей), развитые для галактик, на аккреционные диски. Выяснилось, что возможны две существенно различные конфигурации, отличающиеся симметрией. В одной из них магнитное поле стационарно и спрятано внутри диска, а в другой оно заметно вылезает из диска, что очень способствует образованию струй, истекающих из многих дисков. Мы получили также решение с иррегулярными временными осцилляциями магнитного поля. Вполне возможно, что они могут быть полезны для объяснения иррегулярных осцилляций светимости, которые известны из наблюдений».

В своей работе ученые сочетали качественные методы исследования и численное моделирование упрощенных уравнений. Работа в целом — результат сотрудничества специалистов по аккреционным дискам из Германии и российско-английской команды, занимающейся магнитными полями галактик.

«Каждую из полученных конфигураций нужно исследовать поподробнее и постараться отождествить с конкретными астрономическими объектами», — заключает Дмитрий Соколов.

Физики из МГУ наблюдали превращение диэлектрика в проводник

Сотрудники физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с российскими и немецкими коллегами исследовали изменение поведения электронов в одном из видов диэ

Российские медики научились предсказывать развитие кариеса

7 вопросов Леониду Гусеву, директору Фестиваля науки

Об интересе к научному знанию

Преждевременная гибель клеток может наблюдаться еще на первых шагах развития инфекции, а также приводить к разрушению ткани при аутоиммунных заболеваниях.

Топливо "из воздуха"

Один из главных недостатков электромобилей — небольшой запас хода. Водителей всегда преследует мысль, что они могут не доехать до пункта назначения из-за разрядки батареи. Однако недавно компания IBM объявила, что проблему можно решить.