cентябрь-ноябрь 2020
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Исследователи разрешили проблему механизма генерации терагерцового излучения

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разрешила вопрос о механизме генерации терагерцового излучения при определенных условиях. Терагерцовое излучение — это вид электромагнитного излучения, спектр частот которого расположен между инфракрасным и сверхвысокочастотным диапазонами. С результатами работы можно ознакомиться в журнале Physical Review Letters.

«Разрешена давняя активно дискутируемая проблема о механизме генерации терагерцового излучения при двуцветной филаментации фемтосекундных лазерных импульсов в воздухе, — рассказывает Ольга Косарева, один из авторов работы. — Определено, что как нейтральные молекулы, так и плазма играют роль в этом процессе. При этом вклад четырехволнового смешения на нейтралах значительно слабее и выражен на более высоких частотах, чем сильный низкочастотный вклад плазмы. На нейтралах генерируется терагерцовая компонента, распространяющаяся вперед, а на плазме — распространяющаяся в конус. Такое пространственное распределение терагерцового излучения является универсальным и проявляется как в сфокусированной, так и в коллимированной геометрии».

В эксперименте по двуцветной филаментации было использовано излучения титан-сапфирового лазера и его вторая гармоника. Генерируемое при этом терагерцовое излучение регистрировалось при помощи интерферометра Майкельсона и гелиевого болометра. Численное исследование в работе проводилось на основе однонаправленного уравнения распространения, справедливого для сильно расходящегося излучения и сверхкоротких световых импульсов.

«Исследование механизмов генерации и свойств терагерцового излучения филамента позволит создать управляемый источник терагерцового излучения для удаленного зондирования, астрономических и медицинских приложений», — заключает Ольга Косарева.

Химики создали программу для безопасного хранения и утилизации реактивов

Американские ученые создали компьютерную программу для поиска безопасных и эффективных способов хранения и утилизации химических реактивов.

Гравитационная линза впервые помогла рентгеновским наблюдениям

Оптическое и рентгеновские изображения линзированной галактики
M. Bayliss  et al. / Nature Astronomy, 2019

Физики получили пластичное стекло

Ученые создали тонкие пленки из стеклообразного оксида алюминия, которые можно растягивать, сжимать и изгибать без появления трещин при комнатной температуре.

Смерть с небес. Наука о конце света

Вселенная пытается нас убить, и это нормально — такова ее природа. Космос заготовил для человечества множество увлекательных и зрелищных вариантов апокалипсиса.

Эксперимент длиной в столетия

Самый длинный эксперимент в истории был начат в 1927 году профессором Томасом Парнеллом из университета Квинсленда в Брисбене (Австралия).

Ученые доказали, что КР-спектроскопия не может использоваться для лечения лихорадки денге

Ученые из Германии и России опровергли результаты работы, опубликованной в журнале Laser Physics Letters и показали, что метод КР-спектроскопии не может применяться для лечения лихорадки денге, как это было предложено авторами исследования.

Ученые установили, что антиоксиданты в перспективе могут облегчить слабость мышц лица

Ученые МГУ в составе международного коллектива определили, что при лице-лопаточной мышечной дистрофии Ландузи-Дежерина (МДЛД) обнаруживается повреждение ДНК мышечных кл

Задача о марьяже

Если тебе уже чуть-чуть не за двадцать или чуть-чуть не за тридцать, то выйти замуж в Южной Корее даже с хорошим приданым - задача явно не из разряда простых.