September 25 – October 11

Исследователи разрешили проблему механизма генерации терагерцового излучения

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разрешила вопрос о механизме генерации терагерцового излучения при определенных условиях. Терагерцовое излучение — это вид электромагнитного излучения, спектр частот которого расположен между инфракрасным и сверхвысокочастотным диапазонами. С результатами работы можно ознакомиться в журнале Physical Review Letters.

«Разрешена давняя активно дискутируемая проблема о механизме генерации терагерцового излучения при двуцветной филаментации фемтосекундных лазерных импульсов в воздухе, — рассказывает Ольга Косарева, один из авторов работы. — Определено, что как нейтральные молекулы, так и плазма играют роль в этом процессе. При этом вклад четырехволнового смешения на нейтралах значительно слабее и выражен на более высоких частотах, чем сильный низкочастотный вклад плазмы. На нейтралах генерируется терагерцовая компонента, распространяющаяся вперед, а на плазме — распространяющаяся в конус. Такое пространственное распределение терагерцового излучения является универсальным и проявляется как в сфокусированной, так и в коллимированной геометрии».

В эксперименте по двуцветной филаментации было использовано излучения титан-сапфирового лазера и его вторая гармоника. Генерируемое при этом терагерцовое излучение регистрировалось при помощи интерферометра Майкельсона и гелиевого болометра. Численное исследование в работе проводилось на основе однонаправленного уравнения распространения, справедливого для сильно расходящегося излучения и сверхкоротких световых импульсов.

«Исследование механизмов генерации и свойств терагерцового излучения филамента позволит создать управляемый источник терагерцового излучения для удаленного зондирования, астрономических и медицинских приложений», — заключает Ольга Косарева.

Рекорд натуралиста

«Птицы Америки» — самая дорогая печатная книга, когда-либо проданная на аукционе. Это альбом с иллюстрациями птиц Северной Америки в натуральную величину, выполненными американским натуралистом Дж. Дж. Одюбоном.

Северный центр мира

Возможно, Полярная звезда стала одной из главных причин Великих географических открытий, сильно облегчив европейцам хождение по морям, и стимулируя развитие мореплавания.

4.4 триллиона кадров в секунду...

Сверхвысокоскоростные камеры позволяют исследователям, ученым и обычным людям увидеть множество вещей, которые невозможно увидеть невооруженным взглядом.

Инновации в неволе не размножаются

У программы «Технопарк», которая рассказывает о том, как из науки можно делать бизнес, — юбилей: 100 выпусков.

Римский додекаэдр

Римский додекаэдр — это маленький полый объект, сделанный из бронзы или камня, имеющий форму додекаэдра: двенадцать плоских пятиугольных граней, каждая из которых имеет круглое отверстие в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани.