cентябрь-ноябрь 2019
September – November 2019
11-13 октября 2019

Исследователи разрешили проблему механизма генерации терагерцового излучения

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разрешила вопрос о механизме генерации терагерцового излучения при определенных условиях. Терагерцовое излучение — это вид электромагнитного излучения, спектр частот которого расположен между инфракрасным и сверхвысокочастотным диапазонами. С результатами работы можно ознакомиться в журнале Physical Review Letters.

«Разрешена давняя активно дискутируемая проблема о механизме генерации терагерцового излучения при двуцветной филаментации фемтосекундных лазерных импульсов в воздухе, — рассказывает Ольга Косарева, один из авторов работы. — Определено, что как нейтральные молекулы, так и плазма играют роль в этом процессе. При этом вклад четырехволнового смешения на нейтралах значительно слабее и выражен на более высоких частотах, чем сильный низкочастотный вклад плазмы. На нейтралах генерируется терагерцовая компонента, распространяющаяся вперед, а на плазме — распространяющаяся в конус. Такое пространственное распределение терагерцового излучения является универсальным и проявляется как в сфокусированной, так и в коллимированной геометрии».

В эксперименте по двуцветной филаментации было использовано излучения титан-сапфирового лазера и его вторая гармоника. Генерируемое при этом терагерцовое излучение регистрировалось при помощи интерферометра Майкельсона и гелиевого болометра. Численное исследование в работе проводилось на основе однонаправленного уравнения распространения, справедливого для сильно расходящегося излучения и сверхкоротких световых импульсов.

«Исследование механизмов генерации и свойств терагерцового излучения филамента позволит создать управляемый источник терагерцового излучения для удаленного зондирования, астрономических и медицинских приложений», — заключает Ольга Косарева.

Одежда узнает о нас все. Электронный текстиль скоро станет таким же распространенным продуктом, как RFID-метки

Автор: Вера Колерова

Роботы в медицине: в Уфе лечат рак с помощью киберножа

В Уфе работает уникальный центр ядерной медицины. Он лечит от рака с помощью лучевой установки — кибернож.

В Новосибирске испытывают самый мощный в РФ накопитель электроэнергии

Испытания накопителя электроэнергии мощностью более мегаватта проходят в новосибирском промышленно-логистическом парке. В стране аналогов такому устройству нет.

Окно в мировую науку

Как 25-летний зарубежный опыт работы пригодился в России, почему у лаборатории не было переходного периода после окончания мегагранта и как ученые заглянули из XVIII ве

Раскрыт секрет магического фрукта

В Западной Африке существует растение, которое люди называют не иначе как магическим фруктом. Человек, съевший несколько плодов, перестаёт ощущать кислый вкус, и, например, лимоны для него становятся сладкими.

Ученые обучили нейросеть определять пол человека по написанному тексту

Окололунная орбита

Окололунную орбиту не следует путать с орбитой луны — траекторией движения Луны относительно Земли.

Найти четыре из миллиарда

13 мая 2015 года в журнале Nature вышла в свет статья об открытии, важном для дальнейшего понимания устройства Вселенной.