Физики исследовали свойства сплавов Гейслера

Международная группа исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова проанализировала свойства сплавов Гейслера. Работа ученых была опубликована в журнале Journal of Magnetism and Magnetic Materials.

«В сплавах Гейслера Ni-Mn-Ga и Ni-Mn-In мартенситный переход сопровождается изменением магнитных свойств и поэтому данный фазовый переход является магнитоструктурным, может инициироваться приложением магнитного поля, и сопровождается целым рядом перспективных для практического применения свойств, — комментирует Александр Грановский, профессор физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. — К таким свойствам относится в первую очередь магнитокалорический эффект, то есть изменение температуры сплава при приложении магнитного поля. Поиск эффективных, дешевых и технологических магнитокалорических материалов, способных служить в качестве рабочего тела твердотельных рефрижераторов, является  важным направлением физики магнитных явлений. Данная работа посвящена исследованию механизмов магнитоструктурного перехода в указанных сплавах, и в частности ответу на вопрос изменяется или не изменяется электронная структура сплава вблизи уровня Ферми при таком переходе».

Данное экспериментальное исследование выполнено коллективом ученых из США, Финляндии, физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и Воронежского государственного технического университета. Изготовление образцов и их структурная аттестация было выполнено в Университете Южного Иллинойса (США), измерения магнитных свойств выполнялось в широком диапазоне температур и полей на вибрационном магнитометре на кафедре магнетизма МГУ и с помощью СКВИДа в США и Финляндии. Также в МГУ и США исследовалось сопротивление и магнитосопротивление. Кроме того, теоретический анализ и интерпретация результатов были осуществлены учеными из МГУ.

«В результате комплексного исследования показано, что магнитоструктурный переход в сплавах Гейслера Ni-Mn-Ga и Ni-Mn-In происходит различным образом, и в сплавах Ni-Mn-In он не сопровождается значительными изменениями электронной структуры. Это указывает на возможность управления как параметрами этого перехода, так и сопровождающими его свойствами, что будет использовано в дальнейших исcледованиях магнитокалорических материалов», — заключает Александр Грановский.

Навстречу маякам. Станьте героем Воннегута и Лема

Вы давно мечтали оказаться внутри сюжета увлекательной книги? Тогда галактики Магеллановы Облака — это для вас. В одной из них находится вымышленная планета Тральфамадор, чьи обитатели, по мнению писателя Курта Воннегута, влияют на ход земных событий.

Музеи мира: CosmoCaixa (Барселона)

Киборг - находка для шпиона

Похоже, скоро у секретных агентов появится новое средство слежения за врагами: биологи работают над созданием насекомых-киборгов, способных подчиняться воле человека.

Лечить рак по-новому. Часть II

Продолжение рассказа о новинках против рака: как против болезни можно применять РНК и наночастицы. А в заключительной части речь пойдет об иммунотерапии.

Какие рабочие места мы уступим машинам, а какие останутся за нами