September 25 – October 11

Ученые разработали новый метод получения химических комплексов для фотогальванических элементов

Группа российских исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова разработали новый метод синтеза субфталоцианиновых комплексов, которые можно будет использовать для создания фотогальванических элементов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Dyes and Pigments.

«Главный результат работы заключается в разработке селективного метода синтеза новых субфталоцианиновых комплексов, обладающих интенсивным поглощением и люминесценцией в диапазоне 500-600 нм, а также проявляющих выраженные нелинейно-оптические свойства третьего порядка, — комментирует одна из авторов исследования Татьяна Дубинина. — Благодаря своим оптическим характеристикам исследуемые соединения могут быть использованы в качестве оптических ограничителей мощного лазерного излучения и составляющих фотогальванических элементов».

Синтез, выделение целевых комплексов, а также определение линейных оптических характеристик проводились авторами из МГУ. Индивидуальность и чистота целевых соединений была подтверждена комплексом физико-химических методов исследования: данными 1Н и 13С и 1Н-1Н NOESY ЯМР спектроскопии, масс-спектрометрии высокого разрешения MALDI TOF/TOF: все исследования проводились авторами из МГУ.

Нелинейно-оптические характеристики определялись с использованием метода Z-сканирования авторами из МИФИ. Электрохимические параметры субфталоцианинов определялись с использованием циклической и квадратноволновой вольтамперометрии автором из ИФАВ РАН.

«Благодаря наличию интенсивного поглощения (коэффициент экстинкции больше 10 тыс.) в области, отвечающей максимуму солнечного излучение (500-600 нм), субфталоцианиновые комплексы могут быть использованы в качестве составляющих фотогальванических элементов. Лёгкость введения в молекулу как донорных, так и акцепторных групп может позволить использовать в фотогальванических элементах композиции на основе субфталоцианинов различного строения.

Наличие нелинейнооптических свойств у синтезированных комплексов говорит о возможности их использования в качестве оптических ограничителей мощного лазерного излучения», — заключает Татьяна Дубинина.

Рекорд натуралиста

«Птицы Америки» — самая дорогая печатная книга, когда-либо проданная на аукционе. Это альбом с иллюстрациями птиц Северной Америки в натуральную величину, выполненными американским натуралистом Дж. Дж. Одюбоном.

Северный центр мира

Возможно, Полярная звезда стала одной из главных причин Великих географических открытий, сильно облегчив европейцам хождение по морям, и стимулируя развитие мореплавания.

4.4 триллиона кадров в секунду...

Сверхвысокоскоростные камеры позволяют исследователям, ученым и обычным людям увидеть множество вещей, которые невозможно увидеть невооруженным взглядом.

Инновации в неволе не размножаются

У программы «Технопарк», которая рассказывает о том, как из науки можно делать бизнес, — юбилей: 100 выпусков.

Римский додекаэдр

Римский додекаэдр — это маленький полый объект, сделанный из бронзы или камня, имеющий форму додекаэдра: двенадцать плоских пятиугольных граней, каждая из которых имеет круглое отверстие в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани.