September 25 – October 11

Ученые поняли, что происходит с болотистыми почвами после пожара

Группа российских исследователей, возглавляемая учеными из МГУ имени М.В.Ломоносова, проанализировала свойства почв, которые образовываются в болотистой местности после пожаров. Исследование было опубликовано в журнале Eurasian Soil Science.

«Проведенные исследования показали, что на болотных угодьях, пройденных пожарами, существенно возрастает контрастность почвенного покрова, увеличивается степень варьирования почвенных свойств, — рассказывает один из авторов работы Денис Липатов, старший преподаватель кафедры радиоэкологии и экотоксикологии факультета почвоведения МГУ. — Сформированные в этих условиях торфяные олиготрофные пирогенные почвы — сложные антропогенно-природные образования, характеризующиеся пространственной неоднородностью, связанной с неравномерным воздействием пожаров по площади болотных угодий».

Ученые выяснили, что в верхних горизонтах пирогенных болотных почв происходит долгосрочное снижение кислотности и резкое увеличение зольности вследствие сгорания растений, очеса и торфа. Потери торфа в результате пожаров на болотных угодьях северо-восточного Сахалина составляют около 50–200 кг на квадратный метр. Пирогенез приводит к дефициту доступных форм азота и калия, а также к накоплению опасных для биоты полиароматических углеводородов, в частности, бензапирена.

В ходе полевых исследований проведено почвенное картирование болотных угодий площадью 0,5 кв. км вблизи озера Ватунг в Ногликском районе о. Сахалин. В отобранных пробах определены физико-химические и химические показатели почв, а также проанализировано содержание экотоксикантов: подвижных форм тяжелых металлов (Cr, Ni, Cu, Zn, Cd, Pb) и бензапирена.

«Впервые рассмотрены закономерности пространственной неоднородности торфяных почв, сформированной под влиянием пожаров на северо-востоке острова Сахалин. Пирогенная деградация болотных торфяных почв значительно ухудшает их биологические, химические, физические показатели, дестабилизирует почвенные режимы. Полученные оценки свойств пирогенных почв необходимы для определения природного и хозяйственного статуса этих территорий, прогноза их дальнейшего развития. Опасные соединения, накапливающиеся вследствие пирогенных процессов в почве, способны оказывать длительное негативное воздействие на биоту болотных экосистем. Выявленные в нашей работе уровни содержания экотоксикантов характеризуют экологическое состояние болотных почв в постпирогенный период», — заключает Денис Липатов.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Рекорд натуралиста

«Птицы Америки» — самая дорогая печатная книга, когда-либо проданная на аукционе. Это альбом с иллюстрациями птиц Северной Америки в натуральную величину, выполненными американским натуралистом Дж. Дж. Одюбоном.

Северный центр мира

Возможно, Полярная звезда стала одной из главных причин Великих географических открытий, сильно облегчив европейцам хождение по морям, и стимулируя развитие мореплавания.

4.4 триллиона кадров в секунду...

Сверхвысокоскоростные камеры позволяют исследователям, ученым и обычным людям увидеть множество вещей, которые невозможно увидеть невооруженным взглядом.

Инновации в неволе не размножаются

У программы «Технопарк», которая рассказывает о том, как из науки можно делать бизнес, — юбилей: 100 выпусков.

Римский додекаэдр

Римский додекаэдр — это маленький полый объект, сделанный из бронзы или камня, имеющий форму додекаэдра: двенадцать плоских пятиугольных граней, каждая из которых имеет круглое отверстие в центре, совпадающее с аналогичным отверстием противоположной грани.