Ученые поняли, что происходит с болотистыми почвами после пожара

Группа российских исследователей, возглавляемая учеными из МГУ имени М.В.Ломоносова, проанализировала свойства почв, которые образовываются в болотистой местности после пожаров. Исследование было опубликовано в журнале Eurasian Soil Science.

«Проведенные исследования показали, что на болотных угодьях, пройденных пожарами, существенно возрастает контрастность почвенного покрова, увеличивается степень варьирования почвенных свойств, — рассказывает один из авторов работы Денис Липатов, старший преподаватель кафедры радиоэкологии и экотоксикологии факультета почвоведения МГУ. — Сформированные в этих условиях торфяные олиготрофные пирогенные почвы — сложные антропогенно-природные образования, характеризующиеся пространственной неоднородностью, связанной с неравномерным воздействием пожаров по площади болотных угодий».

Ученые выяснили, что в верхних горизонтах пирогенных болотных почв происходит долгосрочное снижение кислотности и резкое увеличение зольности вследствие сгорания растений, очеса и торфа. Потери торфа в результате пожаров на болотных угодьях северо-восточного Сахалина составляют около 50–200 кг на квадратный метр. Пирогенез приводит к дефициту доступных форм азота и калия, а также к накоплению опасных для биоты полиароматических углеводородов, в частности, бензапирена.

В ходе полевых исследований проведено почвенное картирование болотных угодий площадью 0,5 кв. км вблизи озера Ватунг в Ногликском районе о. Сахалин. В отобранных пробах определены физико-химические и химические показатели почв, а также проанализировано содержание экотоксикантов: подвижных форм тяжелых металлов (Cr, Ni, Cu, Zn, Cd, Pb) и бензапирена.

«Впервые рассмотрены закономерности пространственной неоднородности торфяных почв, сформированной под влиянием пожаров на северо-востоке острова Сахалин. Пирогенная деградация болотных торфяных почв значительно ухудшает их биологические, химические, физические показатели, дестабилизирует почвенные режимы. Полученные оценки свойств пирогенных почв необходимы для определения природного и хозяйственного статуса этих территорий, прогноза их дальнейшего развития. Опасные соединения, накапливающиеся вследствие пирогенных процессов в почве, способны оказывать длительное негативное воздействие на биоту болотных экосистем. Выявленные в нашей работе уровни содержания экотоксикантов характеризуют экологическое состояние болотных почв в постпирогенный период», — заключает Денис Липатов.

Вдогонку за алмазами

В далеком 1893 году в пустыне Генри Муассан отыскал метеорит, упавший на Землю когда-то очень давно. Взявшись за изучение внеземного вещества, он нашел в нем маленькие кристаллы неизвестного минерала, который позже назвали муассанитом.

Как изменится жизнь на Земле через 100 лет

После публикации прогнозов о будущем, сделанных американским инженером Джоном Элфретом Уоткинсом в 1900 году, BBC обратилась к читателям с предложением подел

Российские ученые из Гарварда определили возраст мышей по ДНК

Лечить рак по-новому. Часть II

Продолжение рассказа о новинках против рака: как против болезни можно применять РНК и наночастицы. А в заключительной части речь пойдет об иммунотерапии.

Как стать невидимым

Идея шапки-невидимки или волшебного кольца, делающего своего владельца незримым для чужих глаз, уже не первое столетие кочует из сказки в сказку.