Ученые поняли, что происходит с болотистыми почвами после пожара

Группа российских исследователей, возглавляемая учеными из МГУ имени М.В.Ломоносова, проанализировала свойства почв, которые образовываются в болотистой местности после пожаров. Исследование было опубликовано в журнале Eurasian Soil Science.

«Проведенные исследования показали, что на болотных угодьях, пройденных пожарами, существенно возрастает контрастность почвенного покрова, увеличивается степень варьирования почвенных свойств, — рассказывает один из авторов работы Денис Липатов, старший преподаватель кафедры радиоэкологии и экотоксикологии факультета почвоведения МГУ. — Сформированные в этих условиях торфяные олиготрофные пирогенные почвы — сложные антропогенно-природные образования, характеризующиеся пространственной неоднородностью, связанной с неравномерным воздействием пожаров по площади болотных угодий».

Ученые выяснили, что в верхних горизонтах пирогенных болотных почв происходит долгосрочное снижение кислотности и резкое увеличение зольности вследствие сгорания растений, очеса и торфа. Потери торфа в результате пожаров на болотных угодьях северо-восточного Сахалина составляют около 50–200 кг на квадратный метр. Пирогенез приводит к дефициту доступных форм азота и калия, а также к накоплению опасных для биоты полиароматических углеводородов, в частности, бензапирена.

В ходе полевых исследований проведено почвенное картирование болотных угодий площадью 0,5 кв. км вблизи озера Ватунг в Ногликском районе о. Сахалин. В отобранных пробах определены физико-химические и химические показатели почв, а также проанализировано содержание экотоксикантов: подвижных форм тяжелых металлов (Cr, Ni, Cu, Zn, Cd, Pb) и бензапирена.

«Впервые рассмотрены закономерности пространственной неоднородности торфяных почв, сформированной под влиянием пожаров на северо-востоке острова Сахалин. Пирогенная деградация болотных торфяных почв значительно ухудшает их биологические, химические, физические показатели, дестабилизирует почвенные режимы. Полученные оценки свойств пирогенных почв необходимы для определения природного и хозяйственного статуса этих территорий, прогноза их дальнейшего развития. Опасные соединения, накапливающиеся вследствие пирогенных процессов в почве, способны оказывать длительное негативное воздействие на биоту болотных экосистем. Выявленные в нашей работе уровни содержания экотоксикантов характеризуют экологическое состояние болотных почв в постпирогенный период», — заключает Денис Липатов.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Астрономы выяснили, что существует две конфигурации аккреционных дисков

Международная группа ученых при участии специалистов из МГУ имени М.В.Ломоносова изучила аккреционные диски при помощи методов исследования строения магнитного поля в дисках спиральных галактик.

Занимательно об ученых

Многие опыты ставились известными (и не очень) учеными буквально на коленке! А в других они тратили на науку огромные деньги из собственного кармана. Судите сами:

Две звезды, два Солнца

Группа астрофизиков, в которую входит российский ученый Алексей Князев из Государственного астрономического института имени Штернберга, сообщила о том, что 70 тысяч лет назад на расстоянии 0,8 светового года от Земли находилась звезда Шольца со своим спутником.

Физики из МГУ впервые в мире напрямую измерили щели «невозможных» сверхпроводников