cентябрь-ноябрь 2019
September – November 2019
11-13 октября 2019

Учёные описали новый вид лягушек из эльфийских лесов Вьетнама

Международная команда учёных совместно с герпетологами МГУ обнаружили новый вид узкоротых чесночниц, обитающих в высокогорных лесах Южного Вьетнама. Находку назвали Ophryophryne elfina, в честь сказочных персонажей, эльфов.

Работа проходила в рамках проекта «Ноев Ковчег» (при поддержке РНФ). Статья с описанием вида опубликована в журнале ZooKeys. Новый вид чесночниц заслужил столь необычный видовой эпитет по двум причинам: из-за особенностей внешнего вида и необычного местообитания.

Вершины гор плато Лангибан (Южный Вьетнам) покрыты «эльфийскими лесами». Источник: Николай Поярков

Ophryophryne elfina — самые миниатюрные представители своего рода, длина их тела не превышает 3 см. Выросты над глазами, похожие на маленькие рога, и красно-оранжевые бугорки на коже, складывающиеся в причудливые узоры, делают их похожими на сказочных персонажей. Живут чесночницы Ophryophryne elfina в уникальных субтропических вечнозеленых лесах, которыми покрыты вершины гор плато Лангибан (Южный Вьетнам) на высоте более 1800 м над уровнем моря. Эти леса обычно окутаны дымкой, деревья в них невысокие, густо покрытые мхом — даже в научной литературе их называют эльфийскими лесами.

Ophryophryne elfina часто соседствуют с другими видами узкоротых чесночниц: Ophryophryne synoria и Ophryophryne gerti. Однако, как доказали исследователи, этот вид отличается от двух других генетически, а также размерами и частотой брачных криков, издаваемых самцами с целью привлечения самок. «Песня» у всех Ophryophryne Южного Вьетнама напоминает птичий свист.

Эльфийские леса. Влажность в «эльфийских лесах» почти 100%, из-за чего они окутаны туманом. Источник: Николай Поярков

«Существование Ophryophryne elfina и других узкоротых чесночниц зависит от сохранности вечнозелёных влажных широколиственных лесов и чистоты горных ручьев, в которых эти лягушки размножаются, — комментирует один из авторов исследования, к.б.н. Николай Поярков, старший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ. — Поэтому мы с коллегами рекомендуем занести Ophryophryne elfina в Красный список Международного союза охраны природы — реестр видов, находящихся под угрозой исчезновения».

Когда повышенная иммунная боеготовность оказывается не к месту

Бедность может вредить мозгу, а богатство?

У бедных детей обычно хуже идут дела в школе. Дети из богатых семей справляются лучше. Бедность, похоже, тянется как некая гнетущая нить, через поколения. Богатство тоже связывает поколения, но у этой нити более шелковистый блеск. В этом нет великого открытия.

Ученые показали, как эволюционно древний механизм биосинтеза белка помогает клетке противостоять стрессу

Энергозатраты на производство материалов

Чтобы в экономике началось движение материалов, необходима энергия, которая уходит на добычу их из природных месторождений или на их промышленное производство от простой механической обработки до сложных химических реакций.

Иду на вы

«Будь вежливым — и ты завоюешь мир!» — такова школьная истина.