Учёные описали новый вид лягушек из эльфийских лесов Вьетнама

Международная команда учёных совместно с герпетологами МГУ обнаружили новый вид узкоротых чесночниц, обитающих в высокогорных лесах Южного Вьетнама. Находку назвали Ophryophryne elfina, в честь сказочных персонажей, эльфов.

Работа проходила в рамках проекта «Ноев Ковчег» (при поддержке РНФ). Статья с описанием вида опубликована в журнале ZooKeys. Новый вид чесночниц заслужил столь необычный видовой эпитет по двум причинам: из-за особенностей внешнего вида и необычного местообитания.

Вершины гор плато Лангибан (Южный Вьетнам) покрыты «эльфийскими лесами». Источник: Николай Поярков

Ophryophryne elfina — самые миниатюрные представители своего рода, длина их тела не превышает 3 см. Выросты над глазами, похожие на маленькие рога, и красно-оранжевые бугорки на коже, складывающиеся в причудливые узоры, делают их похожими на сказочных персонажей. Живут чесночницы Ophryophryne elfina в уникальных субтропических вечнозеленых лесах, которыми покрыты вершины гор плато Лангибан (Южный Вьетнам) на высоте более 1800 м над уровнем моря. Эти леса обычно окутаны дымкой, деревья в них невысокие, густо покрытые мхом — даже в научной литературе их называют эльфийскими лесами.

Ophryophryne elfina часто соседствуют с другими видами узкоротых чесночниц: Ophryophryne synoria и Ophryophryne gerti. Однако, как доказали исследователи, этот вид отличается от двух других генетически, а также размерами и частотой брачных криков, издаваемых самцами с целью привлечения самок. «Песня» у всех Ophryophryne Южного Вьетнама напоминает птичий свист.

Эльфийские леса. Влажность в «эльфийских лесах» почти 100%, из-за чего они окутаны туманом. Источник: Николай Поярков

«Существование Ophryophryne elfina и других узкоротых чесночниц зависит от сохранности вечнозелёных влажных широколиственных лесов и чистоты горных ручьев, в которых эти лягушки размножаются, — комментирует один из авторов исследования, к.б.н. Николай Поярков, старший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ. — Поэтому мы с коллегами рекомендуем занести Ophryophryne elfina в Красный список Международного союза охраны природы — реестр видов, находящихся под угрозой исчезновения».

Две звезды, два Солнца

Группа астрофизиков, в которую входит российский ученый Алексей Князев из Государственного астрономического института имени Штернберга, сообщила о том, что 70 тысяч лет назад на расстоянии 0,8 светового года от Земли находилась звезда Шольца со своим спутником.

Сверхпроводники из МГУ двигают науку вперед

Международной группе исследователей удалось впервые продемонстрировать, что распределение кислородных дефектов у сверхпроводящих купратов не является случайным, а показывает некое коррелированное п

Инновации в неволе не размножаются

У программы «Технопарк», которая рассказывает о том, как из науки можно делать бизнес, — юбилей: 100 выпусков.

Цитата дня

Самые медленные часы на Земле

Мы не можем оценить скорость движения этой стрелки, она несопоставима с длиной человеческой жизни. Самая медленная стрелка в мире совершает полный оборот за 25800 лет, что соответствует периоду прецессии земной оси.