cентябрь-ноябрь 2019
September – November 2019
11-13 октября 2019

Российские ученые выяснили, как эволюционное уменьшение насекомых влияет на их органы

Ученые биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова изучили, как органы микроскопических насекомых изменяют свои размеры в процессе миниатюризации — уменьшения размеров тела насекомых в ходе эволюции. Принципы и закономерности миниатюризации, которые ученые выявляют на животных, в перспективе могут применяться в биотехнологии и робототехнике. Исследователи представили свою работу в журнале Scientific Reports.

«Идея работы была в том, чтобы оценить, как разные органы насекомых переносят изменения размеров тела. Мы сфокусировали свое внимание на миниатюризации — эволюционном уменьшении тела до предельно малых размеров. Мы хотели узнать, что происходит с конструкцией органов при уменьшении размеров тела насекомых от одного сантиметра до десятых долей миллиметра, чтобы понять, что в организме насекомого остается прежним, а что изменяется», — рассказал автор статьи, доктор биологических наук Алексей Полилов.

Миниатюризация, или уменьшение размеров тела, — это одно из основных направлений эволюции насекомых, в результате которого они становятся размером с одноклеточные организмы. Одни из мельчайших насекомых — это жуки перокрылки и перепончатокрылые мимариды. Их размер составляет доли миллиметра, и невооруженным глазом их увидеть очень трудно. Эти насекомые появились сотни миллионов лет назад, все это время они эволюционировали, и этот процесс продолжается.

Микронасекомые окружают человека: они летают в городе, парках, горах и лесах. Они есть в Москве, хотя в южных широтах и тропиках их больше. Эти насекомые имеют специфические крылья, которые представляют собой не пластинку, как, например, у стрекоз, а жилку со щетинками по краям, похожую на перо.

Биологи проанализировали большой объем данных, который они получили за последние десять лет изучения строения крошечных насекомых. Ученые построили 30 полных и 26 частичных трехмерных компьютерных реконструкций для 22 видов насекомых из 11 семейств, принадлежащих к пяти отрядам (щетинохвостки, сеноеды, трипсы, жесткокрылые и перепончатокрылые). Исследовались насекомые разных размеров: объем их тел различался более чем в 150 000 раз. На основании этих моделей биологи проанализировали относительные объемы органов насекомых.

«Мы показали, что большинство систем органов насекомых демонстрирует колоссальные возможности к масштабированию, сохраняя неизменные пропорции при многократных изменениях размеров тела. Системы органов сохраняют организацию, а некоторые — даже неизменный относительный объем, несмотря на многократные уменьшения размеров», — сказал Алексей Полилов.

Ученые выяснили, что даже у мельчайших насекомых метаболические системы, ткани внутренней среды и трахейная система уменьшаются пропорционально уменьшению размеров тела. А половая и нервная системы, наоборот, демонстрируют многократное увеличение относительного объема при уменьшении размеров тела.

«Видимо, именно эти системы ограничивают минимальные размеры тела насекомых. При сравнении наших результатов с литературными данными по позвоночным животным удалось показать, что при тех же масштабах изменения размеров тела, большинство органов позвоночных меняются непропорционально. Таким образом, мы показали, что конструкция насекомых лучше переносит масштабирование, особенно уменьшение размеров тела», — пояснил ученый.

В дальнейшем исследователи планируют расширить круг изучаемых объектов за счет привлечения насекомых из разных отрядов: коллембол, клещей и других членистоногих.

Природный парализатор

Электрические угри обладают невероятной способностью испускать электроразряды напряжением вплоть до 600 вольт и силой до 1 ампера. И – как выяснилось — помимо этого они способны ещё на несколько удивительных трюков.

Памятные встречи Земли с космическими телами

Ежедневно на земную поверхность заносит из космоса примерно 100 тонн межпланетного вещества, но лишь изредка к нам прилетают такие предметы, которые оставили бы на Земле заметный след.

В клетке. Преступником оказался... «швейцар».

ПРЕСТУПНИКОМ ОКАЗАЛСЯ... "ШВЕЙЦАР"

Лечить рак по-новому. Часть II

Продолжение рассказа о новинках против рака: как против болезни можно применять РНК и наночастицы. А в заключительной части речь пойдет об иммунотерапии.

Как клетки побеждают ишемию

Исследователи из МГУ уточнили механизмы, связанные с развитием ишемической болезни.