Ученые МГУ раскрыли секрет долголетия «голых землекопов»

В одном из самых престижных мировых научных журналов — Physiological Reveiws — вышла статьябиологов и математиков МГУ в соавторстве с немецкими зоологами из Берлина, в которой группа ученых под руководством академиков РАН Виктора Садовничего и Владимира Скулачева высказала и обосновала неожиданную гипотезу, объясняющую феномен замедления старения и исключительного долголетия одного из самых загадочных млекопитающих — африканского грызуна голого землекопа (Heterocephalus glaber). Согласно гипотезе эти животные сумели так замедлить процесс своего индивидуального развития, что многократно продлили период молодости, что и привело к резкому замедлению процесса старения.

Подобный процесс начался и у человека. Математический анализ данных продолжительности жизни, периода способности к деторождению и других признаков показывает, что, подобно голому землекопу, человек уже начал замедлять работу своих «больших биологических часов», причем это замедление прогрессирует от века к веку и приводит к увеличению периода молодости.

Лабиринт землекопов

В свою очередь, это означает, что старение (как у голого землекопа, так и у человека) генетически запрограммировано и не может объясняться простым накоплением с возрастом каких-то поломок. А генетические программы биологи уже научились отключать, например, программу апоптоза — клеточного самоубийства. В настоящее время Владимир Скулачев и его сотрудники решили применить тот же прием к программе старения, пытаясь замедлить ее работу специально разработанными веществами — митохондриально-адресованными антиоксидантами.

«Эта работа — отличный пример внутриуниверситетской кооперации нескольких факультетов в рамках мегапроекта “Ноев Ковчег”, поддержанного Российским научным фондом. Работа объединяет усилия сотрудников института физико-химической биологии имени Белозерского, биофака, и, что мне особенно близко, мехмата. Дело в том, что изучение старения, продолжительности жизни строится, в основном, на анализе всевозможных статистических данных. Традиционно, это одна из самых “математических” отраслей биологии. В данном случае этот анализ четко показывает важнейший биологический факт: старение человека уже начало замедляться» — прокомментировал вышедшую статью ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничий.

«Я считаю, нам удалось доказать, что биологическая эволюция двух социально высокоорганизованных существ (людей и голых землекопов) привела к замедлению работы программы старения посредством продления периода молодости (неотении). Но коль скоро старение — программа, то его можно замедлить, и такая возможность уже частично реализована с помощью естественного отбора. Но мы, люди, уже давно не полагаемся на “черепашью” скорость эволюции. Мы используем достижения технического прогресса для решения своих задач, и вот пришла пора применить его против старения» — отметил декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, директор НИИФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ В.П. Скулачев.

Толпа бывает очень умной

Коллективный разум большой группы непрофе

Где взять мечту

Последняя «официальная» утопия — мечта о

Театр одного психолога

Как превратить приличного человека в палача? Почему, когда на нас смотрят, мы лучше крутим леску спиннинга, но хуже сочиняем стихи?

В НИИЯФ разрабатывается система радиационного мониторинга в окружающем космическом пространстве

В НИИЯФ МГУ ведутся работы по проекту «Система радиационного мониторинга в окружающем космическом пространстве и на заданных орбитах».

Фабрика уходит в небо

Наш геоглиф старше геоглифов Наски (Перу) на несколько тысячелетий

В России обнаружили гигантский геоглиф (нанесенный на землю геометрический или фигурный узор), напоминающий по форме лося или оленя, который может быть старше  знаменитых геоглифов Линии Наски (Перу) на несколько тысячелетий.

На Ямале есть дырка в земле, в которую можно влететь на вертолете - 2

В материале "На Ямале есть дырка в земле, в которую можно влететь на вертолете" сообщалось, что над объяснением феномена  "ломают голову представи

Забытые болезни. Часть I

История человечества насчитывает немало темных периодов, когда на большие территории опускалась невиданная болезнь и опустошала все вокруг.