Ученые МГУ раскрыли секрет долголетия «голых землекопов»

В одном из самых престижных мировых научных журналов — Physiological Reveiws — вышла статьябиологов и математиков МГУ в соавторстве с немецкими зоологами из Берлина, в которой группа ученых под руководством академиков РАН Виктора Садовничего и Владимира Скулачева высказала и обосновала неожиданную гипотезу, объясняющую феномен замедления старения и исключительного долголетия одного из самых загадочных млекопитающих — африканского грызуна голого землекопа (Heterocephalus glaber). Согласно гипотезе эти животные сумели так замедлить процесс своего индивидуального развития, что многократно продлили период молодости, что и привело к резкому замедлению процесса старения.

Подобный процесс начался и у человека. Математический анализ данных продолжительности жизни, периода способности к деторождению и других признаков показывает, что, подобно голому землекопу, человек уже начал замедлять работу своих «больших биологических часов», причем это замедление прогрессирует от века к веку и приводит к увеличению периода молодости.

Лабиринт землекопов

В свою очередь, это означает, что старение (как у голого землекопа, так и у человека) генетически запрограммировано и не может объясняться простым накоплением с возрастом каких-то поломок. А генетические программы биологи уже научились отключать, например, программу апоптоза — клеточного самоубийства. В настоящее время Владимир Скулачев и его сотрудники решили применить тот же прием к программе старения, пытаясь замедлить ее работу специально разработанными веществами — митохондриально-адресованными антиоксидантами.

«Эта работа — отличный пример внутриуниверситетской кооперации нескольких факультетов в рамках мегапроекта “Ноев Ковчег”, поддержанного Российским научным фондом. Работа объединяет усилия сотрудников института физико-химической биологии имени Белозерского, биофака, и, что мне особенно близко, мехмата. Дело в том, что изучение старения, продолжительности жизни строится, в основном, на анализе всевозможных статистических данных. Традиционно, это одна из самых “математических” отраслей биологии. В данном случае этот анализ четко показывает важнейший биологический факт: старение человека уже начало замедляться» — прокомментировал вышедшую статью ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В.А. Садовничий.

«Я считаю, нам удалось доказать, что биологическая эволюция двух социально высокоорганизованных существ (людей и голых землекопов) привела к замедлению работы программы старения посредством продления периода молодости (неотении). Но коль скоро старение — программа, то его можно замедлить, и такая возможность уже частично реализована с помощью естественного отбора. Но мы, люди, уже давно не полагаемся на “черепашью” скорость эволюции. Мы используем достижения технического прогресса для решения своих задач, и вот пришла пора применить его против старения» — отметил декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, директор НИИФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ В.П. Скулачев.

Толпа бывает очень умной

Коллективный разум большой группы непрофе

Где взять мечту

Последняя «официальная» утопия — мечта о

Театр одного психолога

Как превратить приличного человека в палача? Почему, когда на нас смотрят, мы лучше крутим леску спиннинга, но хуже сочиняем стихи?

Электроболид — на трассу!

Как превратить обычный электрический автомобиль в суперскоростной болид? Очень просто: нужно обеспечить его дополнительными источниками энергии — а стать ими, оказывается, могут и кузов, и система подвески, и даже само дорожное покрытие.

Десятки тысяч Голиафов

Смитсоновский институт признал, что уничтожил в начале 1900 годов тысячи гигантских человеческих скелетов.Верховный суд США постановил обнародовать Смитсоновскому институту засекреченные документы, датированные началом 1900 годов, доказывающие, что организация приним

Говорят, что раньше йог мог...

Йога - понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и п

Самый большой корабль в мире

В Южной Корее спущено на воду самое большое судно в мире. Плавучее судно, которое длиннее чем Empire State Building, впервые спущено на воду в Южной Корее. Это гигантский корабль «Prelude» корпорации Shell.

Змеиный яд из дрожжей

Что получится, если добавить в дрожжи гены змеи? А получится антисклеротическое лекарство на базе змеиного яда, сообщает исследование, опубликованное в журнале «Scientific Reports».