Российские ученые из Гарварда определили возраст мышей по ДНК

Российские ученые из Гарварда нашли способ определять биологический возраст организма и его отдельных тканей. О методике они рассказали в журнале Cell Metabolism.

Технология «эпигенетических часов», основанная на контроле метилирования ДНК и позволяющая довольно точно оценивать биологический возраст тканей, клеток и органов, была предложена еще в 2013 году Стивом Хорватом из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, но на людях ставить такие эксперименты нельзя.

Команда ученых отсеквенировала ДНК-метиломы крови 141 мыши и нашла 90 участков ДНК, которые описывают биологический возраст организма. «Это позволяет проверять соединения, генетические манипуляции и т. д. на предмет замедления старения, — объясняет Вадим Гладышев, руководитель исследования, профессор Медицинской школы Гарварда, заведующий лабораторией системной биологии старения МГУ. — Например, известно, что ограничение в калориях увеличивает продолжительность жизни. По нашим часам мы видим, что такие мыши биологически моложе, чем мыши того же возраста, которые ели сколько хотели. Мы проверили мышей, подверженных ограничению в калориях в 4 возрастных группах (от 10 до 27 месяцев), и в каждом случае они были моложе, чем контрольные мыши-ровесники. Но если ограничение в калориях длилось только 2 месяца, то разницы не видно — значит, мы имеем дело с накопительной функцией (накопление повреждений с возрастом)».

Также исследователи установили, что мыши с удаленным геном рецептора гормона роста остаются более молодыми, чем мыши из контрольной группы того же хронологического возраста. Полученные данные справедливы для мышей разных линий, пола и возраста. Кроме того, ученые сделали из клеток кожи взрослых мышей индуцированные плюрипотентные стволовые клетки и проверили их биологический возраст — как и предполагалось, он был близок нулю. Таким образом, новая технология позволяет изучать процесс омоложения. Она показывает, что организмы внутри популяции стареют с разной скоростью.

Ученые уверены, что с помощью их разработки будет возможно изучать старение в контексте разницы между хронологическим и биологическим возрастами и действенность различных методик замедления старения.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

Читатели вымирают как динозавры

У тех, кто очень часто и долго сидит в интернете, мозг подвергается переформатированию. В итоге, в нем появляются нейронные цепи, что заставляют человека читать обычные тексты «по диагонали».

Предел Чандрасекара

Как и всё во Вселенной, звезды рождаются, живут и умирают в свой срок. В зависимости от массы звезды, она заканчивает свой жизненный путь или огненной вспышкой сверхновой или тихим угасанием в виде белого карлика.

Капова пещера: мамонты, краски и жертвы

На историческом факультете МГУ мне сразу сказали: «Хотите написать про крупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть». Владислав Житенёв руководит Южно-Уральской археологической экспедицией.

Нуклеосомная петля ДНК для РНК-полимеразы

Молекула ДНК в клетках человека химически нестабильна, что вызывает ее повреждения различной природы.

Биологи выяснили, что одноклеточные водоросли могут служить источником фосфора

Ученые из России, Германии и Нидерландов при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова доказали, что одноклеточные водоросли могут использоваться для решения проблемы дефицита фтора.