Учёные из МГУ разработали новый метод выделения РНК из вирусов, бактерий, растений и животных

Главной задачей при выделении РНК всегда было избавление ее от белка. Этот процесс называется депротеинизация. Для выделения РНК из вирусов, бактерий и высших организмов применяют вещества, вызывающие разрушение сложных клеточных и вирусных комплексов, в которых находится РНК. Для этой цели наиболее частым было использование поверхностно активных веществ и фенола. Их сочетание позволяет выделить РНК практически из всех вирусов и клеток живых организмов. Нуклеиновые кислоты при этом переходят в водный раствор, а с каждой экстракцией 80% белка экстрагируется  в фенол.

В конце 80-х гг. Петр Хомчински и Николет Сакхи для выделения суммарной РНК (клеточной и вирусной) предложили эффективную одноступенчатую обработку клеток раствором смеси гуанидинтиоцианата, вызывающего распад комплексов РНК с белками, и фенола с хлороформом (фирменное название смеси — TRIzol). Используемые в методе реагенты — гуанидинтиоцианат, фенол и хлороформ — очень токсичны.

В связи со стремительным развитием биотехнологий выделение РНК приобретает массовый характер. На первый план выходит экологичность методов выделения РНК.

Доктор химических наук, заведующий лабораторией нуклеиново-белковых взаимодействий НИИФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ Юрий Дрыгин предложил использовать для выделения РНК трихлорацетат аммония (ТХАА). Препараты РНК, полученные из вирусов, E.coli, растений и клеток животных с помощью ТХАА, по физико-химическим свойствам не отличаются от препаратов, выделенных известными раньше методами. Трихлорацетат аммония (ТХАА) не входит в Международный список токсичных веществ, он безвреден для растений, не влияет на клетки животных и человека in vitro и in vivo. Это обстоятельство особенно важно для массового выделения РНК, необходимого, например, для диагностики вирусных инфекций в чрезвычайных обстоятельствах: при массовых заражения растений, животных и людей (эпифитотиях, эпизоотиях и пандемиях).

В совместной публикации и заявке на грант РФФИ учёные из НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ с коллегами из Института технологий биоресурсов в Гималаях (CSIR — Institute of Himalayan Bioresource Technology) на основе разработанного способа развиваются методы выделения и детекции РНК с целью обнаружения вирусов и вироидов многолетних плодовых растений.

Статья была опубликована в журнале European Journal of Biotechnology and Science.

Читатели вымирают как динозавры

У тех, кто очень часто и долго сидит в интернете, мозг подвергается переформатированию. В итоге, в нем появляются нейронные цепи, что заставляют человека читать обычные тексты «по диагонали».

Предел Чандрасекара

Как и всё во Вселенной, звезды рождаются, живут и умирают в свой срок. В зависимости от массы звезды, она заканчивает свой жизненный путь или огненной вспышкой сверхновой или тихим угасанием в виде белого карлика.

Капова пещера: мамонты, краски и жертвы

На историческом факультете МГУ мне сразу сказали: «Хотите написать про крупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть». Владислав Житенёв руководит Южно-Уральской археологической экспедицией.

Нуклеосомная петля ДНК для РНК-полимеразы

Молекула ДНК в клетках человека химически нестабильна, что вызывает ее повреждения различной природы.

Биологи выяснили, что одноклеточные водоросли могут служить источником фосфора

Ученые из России, Германии и Нидерландов при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова доказали, что одноклеточные водоросли могут использоваться для решения проблемы дефицита фтора.