Учёные из МГУ разработали новый метод выделения РНК из вирусов, бактерий, растений и животных

Главной задачей при выделении РНК всегда было избавление ее от белка. Этот процесс называется депротеинизация. Для выделения РНК из вирусов, бактерий и высших организмов применяют вещества, вызывающие разрушение сложных клеточных и вирусных комплексов, в которых находится РНК. Для этой цели наиболее частым было использование поверхностно активных веществ и фенола. Их сочетание позволяет выделить РНК практически из всех вирусов и клеток живых организмов. Нуклеиновые кислоты при этом переходят в водный раствор, а с каждой экстракцией 80% белка экстрагируется  в фенол.

В конце 80-х гг. Петр Хомчински и Николет Сакхи для выделения суммарной РНК (клеточной и вирусной) предложили эффективную одноступенчатую обработку клеток раствором смеси гуанидинтиоцианата, вызывающего распад комплексов РНК с белками, и фенола с хлороформом (фирменное название смеси — TRIzol). Используемые в методе реагенты — гуанидинтиоцианат, фенол и хлороформ — очень токсичны.

В связи со стремительным развитием биотехнологий выделение РНК приобретает массовый характер. На первый план выходит экологичность методов выделения РНК.

Доктор химических наук, заведующий лабораторией нуклеиново-белковых взаимодействий НИИФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ Юрий Дрыгин предложил использовать для выделения РНК трихлорацетат аммония (ТХАА). Препараты РНК, полученные из вирусов, E.coli, растений и клеток животных с помощью ТХАА, по физико-химическим свойствам не отличаются от препаратов, выделенных известными раньше методами. Трихлорацетат аммония (ТХАА) не входит в Международный список токсичных веществ, он безвреден для растений, не влияет на клетки животных и человека in vitro и in vivo. Это обстоятельство особенно важно для массового выделения РНК, необходимого, например, для диагностики вирусных инфекций в чрезвычайных обстоятельствах: при массовых заражения растений, животных и людей (эпифитотиях, эпизоотиях и пандемиях).

В совместной публикации и заявке на грант РФФИ учёные из НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ с коллегами из Института технологий биоресурсов в Гималаях (CSIR — Institute of Himalayan Bioresource Technology) на основе разработанного способа развиваются методы выделения и детекции РНК с целью обнаружения вирусов и вироидов многолетних плодовых растений.

Статья была опубликована в журнале European Journal of Biotechnology and Science.

Полынь сильнее противораковых лекарств в 1000 раз

Полынь сладкая, также известная как полынь однолетняя  использовалась в традиционной китайской медицине более 2000 лет.

Ученые нашли молекулу, которая поможет печатать микросхемы из пластика

Группе исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова в сотрудничестве с немецкими коллегами из Института полимерных исследований в Дрездене (Институт Лейбница) удалось

Гиперболоид инженера Шухова

Искусство и ремесло, мастерство и умение в Древней Греции назывались одним словом — «техне» (τέχνη, технэ, techne).

Золотая горчица или горчичное золото...

Деньги не растут на деревьях – однако золото вполне может. Международная команда исследователей нашла способ выращивать и собирать золото из растений. Эта техника использует растения для извлечения частиц драгоценного металла из почвы.

Квантовые компьютеры откроют параллельные миры?

Журнал Science назвал квантовый компьютер одним из самых значительных научных прорывов последних десяти лет. Квантовый компьютер потенциально способен выполнять вычисления, которые даже теоретически нельзя сделать на классическом компьютере.