Телескоп смотрит на Марс

HiRISE — огромная камера весом 65 килограммов и стоимостью в 40 миллионов долларов, висящая на высоте 300 километров над Марсом и снимающая с разрешением 30 сантиметров на пиксель.

HiRISE — самая мощная камера, когда-либо отправленная к другой планете, с помощью которой получаются снимки марсианской поверхности в высоком разрешении. HiRISE установлена на борту многофункциональной автоматической межпланетной станции Mars Reconnaissance Orbiter, которая вот уже седьмой год находится на орбите Красной планеты. Этот космический аппарат предназначался для поиска удобного места посадки марсоходов и для исследования поверхности Марса.

На представленных иллюстрациях снимки были раскрашены в цвете, это облегчает изучение космических объектов. Черно-белые оригиналы фотографий вошли в книгу This Is Mars и были снабжены комментариями астрофизиков и исследователей, непосредственно работавших с телескопом HiRIS.

Философия HiRISE (High Resolution Imaging Science Experiment) — «Народная камера». Команда ученых - исследователей — это не группа, собравшаяся в одном помещении, а люди, находящиеся в разных точках Земли. Обработка изображений и публикация их в вебе автоматизирована (занимает от нескольких дней до нескольких недель). Инструменты анализа основаны на веб-технологиях.

Ученые, работающие с камерой, решили сделать сайт со снимками Марса доступным для людей, не знающих или плохо знающих английский язык, и создали волонтерский проект HiTranslate. Добровольцы-участники этого проекта переводят на другие языки подписи к фотографиям, пояснения и статьи на сайте.

К настоящему моменту на портале HiRISE уже существуют девять языковых разделов — на французском, испанском, итальянском, португальском, нидерландском, исландском, греческом и арабском. Теперь запущен десятый — русский — раздел (uahirise.org/ru/).

Команда русских волонтеров самая большая из всех, в нее входит около 60 человек. Они участвуют не только в создании русского раздела, но и  аккаунта в сети Tumblr.

За годы пребывания на орбите Марса HiRISE сделал около 30 тысяч фотографий, на которых можно увидеть систему концентрических трещин Nili Fossae, каньон Ganges Chasma, долину Маринер, кратер Рассела, вулкан Nili Patera и другие достопримечательности четвертой планеты от Солнца.

Cистема концентрических трещин Nili Fossae

ravnina.jpgJPG, 800x414px, 50.54 КБ
kanon_ganges_chasma.jpgJPG, 800x396px, 79.16 КБ
dyuny.jpgJPG, 800x535px, 115.01 КБ

Толпа бывает очень умной

Коллективный разум большой группы непрофе

Где взять мечту

Последняя «официальная» утопия — мечта о

Театр одного психолога

Как превратить приличного человека в палача? Почему, когда на нас смотрят, мы лучше крутим леску спиннинга, но хуже сочиняем стихи?

Читатели вымирают как динозавры

У тех, кто очень часто и долго сидит в интернете, мозг подвергается переформатированию. В итоге, в нем появляются нейронные цепи, что заставляют человека читать обычные тексты «по диагонали».

Предел Чандрасекара

Как и всё во Вселенной, звезды рождаются, живут и умирают в свой срок. В зависимости от массы звезды, она заканчивает свой жизненный путь или огненной вспышкой сверхновой или тихим угасанием в виде белого карлика.

Капова пещера: мамонты, краски и жертвы

На историческом факультете МГУ мне сразу сказали: «Хотите написать про крупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть». Владислав Житенёв руководит Южно-Уральской археологической экспедицией.

Нуклеосомная петля ДНК для РНК-полимеразы

Молекула ДНК в клетках человека химически нестабильна, что вызывает ее повреждения различной природы.

Биологи выяснили, что одноклеточные водоросли могут служить источником фосфора

Ученые из России, Германии и Нидерландов при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова доказали, что одноклеточные водоросли могут использоваться для решения проблемы дефицита фтора.