Античная астрофизика в действии

Псаммит (др.-греч. Ψαμμίτης) или Исчисление песчинок — работа Архимеда, в которой он пытается определить, сколько песчинок вмещает в себя Вселенная. С этой целью он пробует вычислить размер Вселенной, основываясь на астрономических представлениях того времени, а также изобретает способ наименования очень больших чисел. Работа была написана в виде письма тирану Сиракуз Гелону.

Во времена Архимеда числовая система могла описывать числа вплоть до мириады (10000), а также, используя эти числа для перечисления мириад, можно расширить эту систему для наименования чисел вплоть до мириад мириад (108). Архимед назвал числа до 108 «первыми числами», а 108 назвал «единицей вторых чисел». Умножения этой единицы на числа до мириады мириад порождают «вторые числа» вплоть до 108 * 108 = 1016 .

Продолжая таким образом построения, Архимед пришёл к числам мириадо-мириадного периода. Самым большим числом, названным Архимедом, стало последнее число этого периода – десять в степени 8*1016.

Чтобы определить число песчинок, помещающихся во Вселенной, Архимеду нужно было вычислить её размеры. Для этого он использовал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского. Работа самого Аристарха была утеряна и Псаммит является одним из немногих произведений, ссылающихся на эту теорию. Архимед отмечает, что Аристарх не указал, насколько далеко звезды находятся от Земли.

Сам Архимед сделал предположение, что Вселенная сферическая (заключенная в «сферу удаленных звезд»), и отношение диаметра Вселенной к диаметру земной орбиты равно отношению последнего к диаметру Земли. Для вычисления верхней границы размера Вселенной Архимед специально завышал свои оценки. Он предположил, что длина земной окружности не более 300 мириад стадий (около 500000 км), хотя он и указывает, что некоторые ученые получили результат в 30 мириад стадий. Также Архимед предположил, что Луна не больше Земли, а Солнце не более, чем в тридцать раз больше Луны, причем он указывает, что Евдокс и отец Архимеда Фидий приводили оценку в 9 и 12 раз соответственно (в действительности диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли и в 436 раз больше диаметра Луны).

"Окрылась бездна, звезд полна..."

Из полученных предпосылок Архимед подсчитал, что диаметр Вселенной не более 10 в 14-й степени стадий (около двух световых лет). Также он предположил, что в объёме макового зернышка помещается не более мириады песчинок, а диаметр макового зернышка не менее сороковой части дюйма. В итоге Архимед показал, что Вселенная может содержать в себе не более 1063 песчинок. Для сравнения — современная оценка числа элементарных частиц в известной нам части Вселенной от 1079 до 1081.

Предполагаемая гробница Архимеда в Сиракузах

Прикрепленные материалы:
ФайлФайлРазмер
800px-tomba_archimede.jpgJPG, 800x600px, 139.29 КБ
lmcsmctwilitef800c.jpgJPG, 688x533px, 73.13 КБ

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

10 самых актуальных слов мировой науки

Каждый день на нас обрушивается поток новостей, связанных с наукой. То британские ученые опять что-нибудь откроют, то российское правительство кому-то финансирование даст.

Российские ученые разрабатывают безопасный способ захоронения радиоактивных отходов

Ученые химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова изучили механизмы взаимодействия радиоактивных элементов с образцами глин различных месторождений России и Индии

Многоразовая бумага. Не туалетная...

Бумага, изобретенная в Китае приблизительно в 105 году н.э., пока еще является незаменимым атрибутом практически всех аспектов нашей жизни.

Ученые предложили новый метод моделирования свободных молекул

Аспирантом кафедры физической химии химического факультета МГУ Денисом Тихоновым в составе международного коллектива была опубликована серия статей, посвященных описани

Cамый холодный кубометр во Вселенной

Новое криостатическое устройство, скрытое глубоко внутри горы Гран-Сассо (Италия), будет поддерживать температуру около -273 °C, чтобы помочь физикам выяснить массу нейтрино.