cентябрь-ноябрь 2020
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Учёные ГАИШ МГУ определили процессы звездообразования в дисках галактик

Сотрудники ГАИШ МГУ изучили распространение волны звездообразования в дисках галактик различных типов и обнаружили корреляцию между возрастом звездного скопления и расстоянием до ближайшей области ионизированного водорода. Результаты исследования позволят предсказывать, где и когда произойдут вспышки звездообразования в галактиках в будущем. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Исследование процессов звездообразования – видимого проявления современной эволюции галактик крайне важно для понимания физических условий и процессов, происходящих в межзвездной среде. «Хотя определяющую роль в динамике межзвездной среды играет турбулентность, что было известно и ранее, в данной работе нам удалось показать, что в возмущенных несимметричных дисках галактик на всех пространственных масштабах, а в правильных симметричных дисках - на относительно малых масштабах (до 100-200 парсек), значительную роль играют и другие физические процессы, такие как звездные ветры и вспышки сверхновых», – рассказал ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Александр Гусев.

Сотрудники ГАИШ МГУ Александр Гусев и Елена Шимановская использовали новый оригинальный метод определения скоростей и направлений распространения волны звездообразования на основе исследования расстояний между молодыми звездными скоплениями и ближайших к ним областей ионизированного водорода. Часть наблюдений была получена на новом 2.5-метровом телескопе Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ.

Учёные обнаружили корреляцию между возрастом звездного скопления и расстоянием до ближайшей области ионизированного водорода. Средний возраст звездных скоплений увеличивается с расстоянием до области ионизированного водорода по степенному закону с показателем степени 1.0-1.2 для расстояний 40-200 парсек и показателем степени 0.4-0.9 на расстояниях 100-500 парсек в галактиках с симметричной морфологией. Галактики с искаженной асимметричной структурой диска показывают более сложную и более крутую зависимость (показатель степени 1.2 в диапазоне расстояний от 40 до 500 парсек). Результаты подтверждают результаты предыдущих исследований о доминирующей роли турбулентности в распространении процесса звездообразования в пространственных масштабах до 500 парсек и в временных масштабах до 300 млн. лет. На меньших масштабах важную роль наряду с турбулентностью играют другие физические процессы, такие как, звездные ветры и взрывы сверхновых. На масштабах звездных ассоциаций (100-200 парсек и менее) скорость распространения звездообразования практически постоянна и имеет типичное значение в несколько км/с.

Подобные исследования позволят учёным предсказывать, где и когда произойдут вспышки звездообразования в галактиках в будущем.

Исследование поддержано грантом Программы развития МГУ "Ведущая научная школа "Физика звезд, релятивистских объектов и галактик".

По материалам Пресс-службы МГУ

Метаморфозы простого карандаша

Трибоэлектрическая революция?

Исследователи из Технологического института Джорджии заявили о создании эффективного и надежного устройства, которое может превратить в электричество энергию, которую человечество на протяжении сотен лет тратило впустую.

Полимер-терминатор

Кусочек пластика, разделенный на две части, способен восстанавливаться без какого-либо постороннего вмешательства... Речь идет о совершенно новом типе полимеров. Ранее ничего подобного никто не создавал, хотя попытки предпринимались.

Алгоритм ALICE определит способности иммунитета по одному анализу крови